Найти силы жить дальше: как прошла встреча матерей погибших из Абхазии и Дагестана
Участники обсудили важность поддержки друг друга в тяжелые периоды и необходимость увековечения памяти погибших в деле сохранения мира.
Почти каждый участник поделился личной историей, связанной с войной. В их рассказах чувствовались одновременно много боли и гордости за сыновей и близких, отдавших свои жизни как в Отечественной войне народа Абхазии 1992-1993 годов, так и в Специальной военной операции на Донбассе.
Открывая мероприятие, председатель Общественной палаты, руководитель движения «Матери Абхазии за мир и социальную справедливость» Гули Кичба отметила, что войны объединяют людей, а память матерей хранит силу духа.
“Сейчас абхазские мужчины и их сыновья воюют и отстаивают интересы России вместе с нашей «Пятнашкой». Терять любимых людей очень больно, будто открываешь часть от своего сердца”, - сказала она.
“Любая мать скажет: «Иди за Родину, сын, только трус останется дома”, - добавила Кичба.
Она рассказала историю о гибели своего сына, который долгое время считался без вести пропавшим, и только благодаря МККК удалось по анализу ДНК определить его останки. Кичба уверена в огромной значимости работы по поиску пропавших без вести.
“Женщины на Кавказе многое выстрадали. Абхазский поэт Алексей Гогуа описывал их стойкими, крепкими, как скала”, - подчеркнула Кичба.
Военный комиссар Гудаутского района, полковник Замир Чкок рассказал, как важна была поддержка матерей:
“Сила воли передавалась нам от матерей. Почему? Потому что у нас было много переломных моментов во время войны. Со всех сторон шел прессинг. Когда мы хоронили наших погибших в Гудауте, именно матери говорили, что мы не сломлены, мы должны идти вперед”, - отметил Чкок.
“Когда мы услышали эти слова, получилось собрать все силы в один кулак и победить”, - добавил он.
Сотрудница фонда «Защитники Отечества» Асият Гаджиева рассказала об основных целях организации:
“Наш фонд непосредственно занимается вопросами семей погибших и демобилизованных. Мы стараемся оказывать им поддержку”.
Муж Асият погиб на СВО, ему был 41 год. Несмотря на потерю близкого человека, она говорила себе:
«Я дала себе установку, что если я не возьму сама себя в руки, то будут страдать, в первую очередь, мои дети, будет плохо моим родственникам. Как-то нашла силы в себе дальше жить, ради детей, ради будущего. Все жены находятся в группе WhatsApp, где мы поддерживаем друг друга”, - рассказала она со слезами на глазах.
Председатель дагестанской региональной общественной организации вдов и матерей погибших участников СВО “Сила в единстве” Патимат Пайзулаева рассказала о своей организации:
“Мы за сохранение мира и в наших планах провести с вами совместное мероприятие. Сейчас у нас в активе 25 женщин. У каждой свои задачи. Кто-то отвечает за выставки, кто-то за медиапространство”, - добавила она и рассказала, что потеряла мужа, которому было всего 39 лет, но нашла в себе силы жить дальше.
Незажившие душевные раны ощущались у Шамсият Омаровой, которая потеряла единственного сына Махмуда, которому на момент гибели был 21 год.
“Он погиб на 21 день специальной военной операции 28 февраля. Став частью организации, я стараюсь не сдаваться, как и Зарема Гаджиметова, потерявшая 28-летнего младшего сына”, - призналась она.
С начала Специальной военной операции погибло 47 добровольцев из Абхазии.
В конце встречи участники обменялись памятными подарками и ещё раз подчеркнули важность сохранения памяти о погибших. Они высоко оценили значимость подобных встреч в передаче памяти от поколению другому.
- Комментарии