Атмосфера советского стиля: как проходит реставрация станции «Псырцха»


Атмосфера советского стиля: как проходит реставрация станции «Псырцха»
Предприниматель Элана Джопуа, один из арендаторов железнодорожного павильона на платформе «Псырцха» в Новом Афоне,  рассказала в интервью Абхазская Линия о том, как проходят реставрационные работы, и что там планируется открыть.

Реставрация началась в июле 2023 года:

«Изначально мы планировали завершить работы в июне этого года, однако, выполнить задуманное в срок не удалось. Основная сложность заключалась в реставрации лепнины. Сейчас же нас задерживает изготовление уникальной барной стойки, которая создается специально для нашего проекта, с мотивами и узорами, повторяющими рисунок мозаики на полу. Предстоит также заливка пола на балконе», – сказала Джопуа. 

Задержка с окончанием работ также связана с тем, что на саму платформу, расположенную между двумя железнодорожными тоннелями,   поднимать стройматериалы и выносить строительный мусор приходится вручную. 

«Надеюсь, нам удастся завершить все работы к Новому году», – сказала она.

Реставрационные работы ведутся не только в самом здании, но и на всей прилегающей территории. Уже завершена расчистка территории и построен новый туалет.

 Восстановительные работы в павильоне платформы «Псырцха» включают также реставрацию лепнины, ремонт металлических элементов, крыши, остекление. Отсутствие технической документации усложнило процесс восстановления. Исходные документы  сгорели во время пожара в здании управления АЖД. 

Как пояснила Джопуа, реставрация зданий такого типа без наличия строительного паспорта крайне затруднительна. Кроме того, подтоплен фундамент сооружения.

«Мы пригласили специалистов, которые изучили основание здания, определили вид и качество бетона (здание  располагается рядом с плотиной Псырцхинской гидроэлектростанции 1903 года – прим. ред. АП). Они проверили состояние дна озера, оценили количество накопившегося ила и проанализировали состояние плотины», – сказала она.  

Проект реставрации разработало архитектурное бюро  Timur Lomiya architects.  Над проектом также работало бюро ABAS.  

 «Мы решили вернуть зданию его первоначальный вид и цвет. Это оказалось сложной задачей, поскольку у нас не было первичных материалов. Мы нашли старые фотографии и проконсультировались с людьми, которые еще помнят, какими были цвета здания в 1947 году. Это было нелегко, так как перекрашивалось шесть раз. С помощью скальпеля специалисты аккуратно сняли слои краски, и мы смогли определить исходные цвета. Архитектор Георгий Лежава подобрал палитру из трех цветов – бордового, ультрамарина и песочного», — рассказала Элана Джопуа. 

Скульптор из Санкт-Петербурга Александра Цыпкова занималась реставрацией внутренней стороны купола. 

Рабочие из Таджикистана участвовали в строительных, реставрационных и покрасочных работах.

«Над проектом работает большая команда, мы очень благодарны всем участникам проекта», — добавила она. 

От станции до бара

Предприниматель пояснила, что в будущем планируется обустроить перрон.

«Мы не можем приступить к его обустройству, пока не отреставрируем забор вдоль перрона. Забор, являющийся объектом историко-культурного наследия, находится в аварийном состоянии.  Из-за отсутствия подъездных путей для техники мы пока не знаем, как выровнять его», – отметила она.

Джопуа рассказала, что сегодня станция по назначению не используется:

«Поезда здесь не останавливаются, так как путь между туннелями слишком короткий. До 2009 года на станции останавливались электрички, а сейчас раз в сутки мимо проезжает поезд Москва-Сухум.

Мы решили оставить помещение железнодорожной кассы. Это поможет восоздать атмосферу железнодорожного вокзала.  Мы планируем открыть бар с легкими закусками, газированными напитками, кофе и чаем. 60% интерьера будет выполнено в стиле советской эпохи. Музыка также будет соответствовать стилю 40-х и 50-х годов», – добавила она.  

Восстановление лепнины

Один из сотрудников реставрационно-художественного бюро Anagzara Давид Чкотуа рассказал, как реставрируется лепнина.

По его словам, работы начались в ноябре.

«Прежде всего мы занялись  подбором соответствующей технологии и материалов, необходимых для работы,  а уже в декабре приступили к реставрации», – сказал он.

На первом этапе очистили архитектурные лепные элементы здания от старых слоев краски с помощью  специальных химических средств.

«Каждый элемент надо было очень осторожно обрабатывать и счищать краску. Затем все поверхности отмыли от излишков химии и  приступили к восстановлен ию  лепнины вручную.

«Пришлось заменить сильно поврежденные детали на новые,  отлитые  с помощью форм, заранее снятых с оригинальной лепнины», – добавил он. 

Чкотуа рассказал, что каждое утро реставраторы ставят перед собой конкретную задачу на день и работают до позднего вечера. 

На вопрос, с какими сложностями пришлось столкнуться, он ответил: «Ветреная погода в ущелье, большая высота, на которой   нужно было восстанавливать поврежденные элементы Немало проблем было и восстановлением лепнины на куполе».

На каждом этапе реставрации использовались различные современные материалы, соответствующие определенным задачам. На данный момент идет восстановление вазонов по всей длине платформы.

«Всего их установлено 13. Также мы восстановили капельник под верхними элементами лепнины на крыше», - добавил он.

История станции «Псырцха»

Станция «Псырцха» впервые приняла гостей в 1944 году. В то время она была известна под названием «Дача», позже ее переименовали в «Агараки». Спустя 16 лет, в 1967 году, станция получила современное название «Псырцха», что переводится как «пихтовый родник». Это название было вдохновлено рекой, протекающей поблизости. В 1992 году, во время Отечественной войны народа Абхазии, станция прекратила работу, но спустя год вновь открылась и функционировала до 2009 года. Архитектором здания был Георгий Лежава. Павильон-беседка выполнена в форме восьмиугольника, а платформа с фонарями и скамейками создает удивительную атмосферу. Внутри потолок украшен восьмиугольной звездой. Эту завораживающую станцию можно легко представить в мультфильмах Хаяо Миядзаки.

Источник:
10:08
78
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Пользуясь сайтом apsny-line.ru, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.