Современное искусство Абхазии как символ культурного возрождения: в Стамбуле прошла выставка абхазских художников


Современное искусство Абхазии как символ культурного возрождения: в Стамбуле прошла выставка абхазских художников
. «Сажа» – так называется выставка работ десяти абхазских художников, проходящая с 5 по 19 сентября в галерее современного искусства Barin Han в исторической части Стамбула,. Участники выставки рассказали Абхазская Линия о своих работах, поделились впечатлениями и пронзительными эмоциями.

Выставка призывает каждого беречь память о прошлом, гордиться историей своей страны и объединяться для сохранения ее культурного наследия.

По словам участницы и одного из организаторов мероприятия Дианы Хинтба, вскоре после трагических событий января 2024 года с ней и ее коллегой – художником  и соавтором проекта Auada Gallery Апщой Хагба – связалась их общая подруга, известный турецкий фотограф Денеф Хуваж, которая поделилась идеей проведения выставки абхазских художников в Стамбуле.

В итоге десять художников представили по одной своей работе  – инсталляции, живописные полотна, скульптуры, кукла и видео-арт.

Одной из выставленных в Barin Han работ является ручная вышивка по винтажной ткани. «Пульс. Аритмия» – так называется совместная работа художников  Апщи Хагба и Дианы Хинтба.

«Вышивка по винтажной ткани занимает особое место в нашем проекте. Красная линия на ней символизирует значимые моменты изменений и трансформаций. Вышивка на старинной ткани соединяет прошлое и настоящее, создавая диалог времен. Красный цвет, яркий и насыщенный, привлекает внимание и подчеркивает важность момента пересечения прошлого с настоящим и последующей трансформации.

Использование красной нити придает работе дополнительную эмоциональную и культурную глубину. Красный – цвет страсти, энергии, жизненной силы и предупреждения», – поделилась своим видением Диана Хинтба.

 

Другой участник экспозиции, автор работы из дерева под названием «СНЫ» Адамур Аршба сказал: «Эта выставка для нас – важное событие исторического и культурного значения. Многих посетителей экспозиция растрогала до слез».

Адамур узнал о намерении провести выставку абхазских художников в Стамбуле  вскоре  после пожара в Центральном выставочном зале.

«Передо мной стоял выбор – выступить как скульптор или как график. Решил  подготовить к выставке работу из дерева. «Сырая» идея, от которой я отталкивался, у меня уже была – набросок с раскрытой ладонью», – уточнил он.

Его работа – три раскрытые ладони (символ, считываемый всеми, кто знаком с Абхазией). На двух ладонях отсутствуют некоторые пальцы, что  символизирует две культурные утраты нашего народа. Первая –  уничтожение материалов  Центрального государственного архива Абхазии во время Отечественной войны 1992–1993 гг., а вторая – утрата значительной части фонда Национальной картинной галереи во время пожара. Третья ладонь немного обожжена, но цела. Автор тем самым подчеркивает, что, несмотря на невосполнимые утраты, мы можем и должны возродить нашу науку и культуру. Название самой композиции «СНЫ» ассоциируется со словом «АПСНЫ», из которого выпали две буквы.

Художник Сабина Кварчелия, представившая на выставке работу «Пепел», рассказала, что на предложение Апщи Хагба принять участие в экспозиции согласилась без промедления.

«Для меня пожар в здании Центрального выставочного зала был большим ударом, и мне очень хотелось высказаться по этому поводу. Я переживала сильные эмоции и понимала, что не могу все эти чувства вместить в какой-то один рисунок или картину. Так я решила подготовить к выставке книгу, в которой буду изображать все свои переживания и чувства. Я использовала напечатанные в журнале «Аԥсны Аҟазара» репродукции сгоревших картин, а также найденный мной непосредственно на месте пожара полусгоревший журнал с репродукциями кавказских художников. Единственное слово, которое записано в книге – «Ҳаҭамыз» под портретом нашего первого профессионального художника Александра Шервашидзе-Чачба. Этим словом я хотела выразить просьбу о прощении от лица всего нашего народа, так как считаю, что мы все вместе виноваты в этой трагедии», – отметила Сабина Кварчелия.

Экспозиция в галерее Barin Han выражает стремление абхазских художников исследовать и показать, как традиции могут изменяться со временем –  сохраняя свою сущность, приобретать новые формы.  

Девять экспонатов на выставке объединены тематически. Одна работа Дианы Хинтба и Апщи Хагба стоит особняком.  Это  – традиционный абхазский стол, украшенный листьями инжира.  «Эта работа символизирует  развитие и трансформацию абхазских традиций. Мы воспринимаем ее как   своего рода знак крепкой связи с природой и культурным наследием», – сказала Диана Хинтба.

«Главная тема этой работы – метаморфозы традиций. Мы размышляем о том, как традиции меняются. Эти изменения не всегда кардинальны. Чаще  это постепенная трансформация: чего-то становится больше, чего-то меньше, акценты смещаются. Это заставляет нас задуматься о значении этих изменений для нас, для культуры», – поделилась Диана Хинтба.

Участники выставки выразили  благодарность кураторам, организаторам и идейным вдохновителям выставки Денеф Хуваж и Сине Эргюн, Министерству культуры Абхазии, Тайфуну Ардзинба и Мадине Язычба за спонсорскую помощь,  а также  галерее Barin Han.

Выставка, организованная в Стамбуле, поднимает важные и глубокие вопросы о том, как традиции меняются, какое значение они несут для современного общества. Проект также призывает задуматься над тем, как следует жить после потерь и великих трагедий. Одно из решений – прибегая к искусству. Оно помогает пережить утраты и двигаться дальше.

 

 

 

 

 

 

Источник:
17:48
67
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Пользуясь сайтом apsny-line.ru, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.