Искусство спасает жизни: как прошел концерт «Музыкальные каникулы» в филармонии
Концерт носил благотворительный характер. Вырученные средства направили на лечение подопечных фонда «Ашана».
За творческим развитием наших молодых музыкантов я наблюдаю около десяти лет, слышал игру почти всех, когда они были еще совсем детьми, и позже, когда они стали студентами музыкального училища. И вот вчерашний концерт – логическое продолжение предыдущих - только дети выросли и поступили в лучшие музыкальные вузы России. Попробую рассказать о своих ощущениях от концерта и проанализировать их творческий путь.
Ярослав Боряев - Ария Ленского из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин», переложение для кларнета. Партия фортепиано Лана Адлейба.
Первый раз я услышал Ярослава лет пять назад. Это было в Сухуме на набережной Махаджиров. Репертуар широкий – от Баха до «Битлз». Мальчик таким образом пытался заработать на лыжи. Не знаю, как сложились у него отношения с этим спортивным инвентарем, но школу выступления на публике он прошел прекрасную.
Запомнилось его выступление и в прошлом году в рамках проекта «Парад концертов». Ярослав сыграл концертино Вебера для кларнета с оркестром. Он буквально покорил зал, слившись с музыкой. В паузах, вместо того, чтобы настраивать себя на следующее соло, он будто выплескивал эмоции от уже сыгранного, вводя пространство вокруг себя в водоворот юношеских чувств.
Очень приятно, что за прошедший год учебы в Музыкальном колледже города Владикавказа непосредственность Ярослава не исчезла, и он не превратился в уверенного, хорошо натасканного на извлечение нужных звуков духовика. Его интерпретация арии Ленского отличалась красивым тембром, эмоциональностью и импровизационным началом. Временами казалось, что он поет. Добиться этого эффекта – задача, подвластная только талантливому исполнителю.
Вячеслав Станкевич - «Чардаш» В. Монти, «Цыганские напевы» Сарасате. Партия фортепиано Лана Адлейба.
Скрипача Вячеслава Станкевича, поступившего в этом году в Астраханскую консерваторию, я хорошо запомнил тоже с прошлогоднего «Парада концертов». Он тогда исполнил третий концерт Моцарта. Его выступление сразу покорило искренностью, он не всегда мог справиться с волнением, и это отражалось на звуке, добавляя в него дополнительную и неповторимую окраску.
В этом году в рамках «Парада концертов» Слава исполнил «Цыганские напевы» Пабло де Сарасате и продемонстрировал, что за год музыкально очень вырос. Сказался опыт работы в Камерном оркестре. Появилась уверенность и раскованность, что сразу слышно по звуку.
«Чардаш» В. Монти прозвучал вчера искренне. В этом небольшом по объему, но сложном в техническом отношении произведении, молодой музыкант смог продемонстрировать, что скрипка умеет плакать, смеяться и даже дразнить. Понравилось, как он владел формой произведения, а она была не простая, так как между регистрами постоянно шел диалог сложный диалог. Очень органичное выступление - тонкое, красивое и трепетное.
Эва Постникова - Этюд-картина соль минор С. В Рахманинова
Эту девушку, которая учится в Музыкальной академии им. Гнесиных на факультете звуковой режиссуры, я слышал первый раз. Мне очень понравилось, что сложнейшее музыкальное полотно этюда прозвучало очень просто, а главная тема в среднем и нижнем регистрах не превратилась в аккомпанемент для решения виртуозных задач правой руки. У Эвы получилось сохранить лирическое настроение этого произведения в рамках блестящей концертной формы. Очень интересное исполнение и исполнительница. Будем ждать новых встреч с молодой пианисткой.
Мария-Эмилия Терзян-Хагба – 2-я пьеса «Апассионато» из цикла 4-х пьес для скрипки и ф-но. Йозеф Сук. Партия фортепиано Лана Адлейба.
Мария-Эмилия, пожалуй, одна из самых известных молодых музыкантов Абхазии. В прошлом году она сыграла сложнейшую третью часть концерта Хачатуряна. Красивое пение ее скрипки я помню отчетливо до сих пор. И когда вчера объявили «Апассионато», я четко знал, что услышу страстную игру с глубоким звуком и широким диапазоном эмоций. Но Эмилия удивила. В звучании ее скрипки появилось что-то новое, какой-то нюанс, которого раньше не было.
Я смог понять это во время исполнения Эмилией «Oblivion» Пьяццоллы. Возникло ощущение, что она полностью владеет своим инструментом. Другими словами, она научилась передавать эмоции от произведения сразу в душу слушателям, будто и не было многих часов, дней и лет утомительных репетиций. В общем, учеба в МГК им. П. И. Чайковского – это серьезно.
Иарна Сымсым - романс Римского-Корсакова «Пленившись розой, соловей». Партия фортепиано Каиа Хупория.
Знаменитый романс Иарна спела очень выразительно. Красивый тембр и манера исполнения нашли в зале активный отклик. Понравилось, что она установила зрительный контакт с залом с первой секунды нахождения на сцене. У Иарны заметно появление своего стиля. Сзади меня сидели гости из солнечной Африки, которые не знали русского языка, но они плакали во время исполнения, значит, самое главное в искусстве у нашей звездочки уже есть – умение пробудить эмоции своим искусством. А как же иначе? Четвертый курс вокального исполнительства МГК – это серьезно.
Леон Барас - «Романс Фиеско» из оперы «Симона Бокканегра» до диез минор. Д.Ф. Верди. Партия фортепиано Лана Адлейба.
Леона я тоже слышал впервые, но, зная его прекрасную музыкальную генетику, мне было очень интересно, как этот молодой человек покажет себя на сцене. Красивым, мощным голосом с прекрасной связкой между фразами он исполнил известнейший романс. Ему удалось не только хорошо спеть, но и продемонстрировать в некоторых моментах определенную властность образа своего героя. Сочетание вокальных данных, артистизма и владения собой на сцене, несомненно, позволят Барасу продолжить знаменитую династию. Ну, а как вы хотели? Если ваша бабушка - народная артистка Абхазии Манана Шамба, а мама – заслуженная артистка Абхазии Асида Шакая. Как говорится, без вариантов. Представляю, какое волнение он испытывал, зная, что его будут сравнивать, но все прошло отлично.
Дуэт Иарны Сымсым и Леона Бараса «Дон Жуан». Партия фортепиано Лана Адлейба.
Один из самых красивых дуэтов за последнее время. Звучание солистов мягкое, обволакивающее, временами острое и даже с юмором. Зрители обратили внимание на взаимодействие вокалистов на сцене. Их выступление получилось по-настоящему совместным. Публика такие моменты чувствует безошибочно, и артисты получили от зрителей мощный заряд энергии.
Размик Асланян – «Фантазия» Клода Томаса Смита. Партия фортепиано Лана Адлейба.
Студент Петрозаводской консерватории Размик, можно сказать, родился с саксофоном в руках. Целеустремленный и работоспособный, обладающий еще с музыкальной школы внушительным репертуаром, всегда производит сильное впечатление. Его творческий почерк состоит не только из технического мастерства и качества звука. Размик умеет даже в рамках одного произведения продемонстрировать разные стили исполняемого. Любой, даже самый сложный пассаж, звучит легко и непринуждённо. «Фантазия» Клода Томаса Смита прозвучала выпукло и осмысленно.
Каиа Хупория - «этюд-картина» си минор ор. 39 С. Рахманинова, 3 сказки Н. Метнера.
Сложность при исполнении этих произведений в том, что одной техники мало. Задачи здесь более высокого порядка. Например, как показать тонкости динамических оттенков, причем сделать это на piano без замедления и ускорения? Как сыграть лирические композиции Метнера, но не любоваться каждым звуком, а уверенно раскрывать характер произведения?
Исполнение Каии отличается богатой культурой звука, четким пониманием того, что нужно для решения задач. Деликатность проявилась в том, что ее звук как бы рождался из ничего. Она просто подошла к роялю, села, и еще до прикосновения к клавишам возникли образы, которые волнами стали доносить слушателям красоту музыки.
Лана Адлейба - Вальс-фантазия М. Глинки в обработке Вячеслава Грязнова.
Еще в прошлом году я писал о техническом совершенстве пианистки, отметив, что ей удается «петь» на рояле. Это «пение» - результат вдумчивой работы, умения дослушивать каждый звук до конца. Часто у музыкантов случается противостояние между виртуозностью и художественным образом произведения. Искренняя игра, а это самое главное, возможна только при максимально развитой технике и понимания смысла.
Студентке МГК Лане ничего не мешало ставить перед собой сложнейшие исполнительские задачи и решать их ярко, непринужденно, с большим чувством музыкального вкуса. Это заметно и по ее концертмейстерской деятельности. Очень интересно было бы послушать ее игру в рамках сольного концерта.
Концерт вела Лана Габуния, выпускница Сухумского музучилища. В этом году она поступила в МГК на музыковедческий факультет.
- Комментарии