Евгений Михайлов: «Музыка заставляет думать, сопереживать и даже переосмысливать свои взгляды на жизнь»
Введение
Ведущая вечера музыковед Асида Царгуш рассказала, что пианист шесть лет назад уже выступал перед абхазской публикой:
«Я имела счастье присутствовать на том концерте и была поражена высочайшим исполнительским уровнем музыканта, безупречностью техники и невероятной глубиной интерпретации. Больше всего привлекает в его манере игры акцент не на внешних аффектациях, что, к сожалению, часто можно наблюдать, а на понимании высокой роли академической музыки в жизни людей».
Царгуш процитировала слова пианиста, в которых отражается то, в чем музыкант видит свое предназначение:
«Музыка заставляет думать, сопереживать и даже переосмысливать свои взгляды на жизнь».
Ведущая отметила, что программа, которую сыграет Евгений Михайлов, по ее мнению, очень интересная и содержательна. Она составлена особенным образом, большая часть произведений представлена в жанре сюиты, суть которой - сменяющие друг друга танцы.
И. С. Бах, партита Си-бемоль мажор
Это сочинение исполняется не часто, оно состоит из четырех частей, на первый взгляд, разных по характеру, но объединенных одной идеей. Основная сложность заключается в ненавязчивом проведении этой идеи через все произведение. Талант пианиста ярко проявился даже в коротких паузах между частями. Казалось бы, пауза – это просто отсутствие звука, что и как здесь можно проявить? Оказалось, что можно. Паузы у Евгения Михайлова были наполнены послевкусием и предвкушением. В результате красота этой партиты раскрывалась постепенно, будто распускались цветы, и музыка уносила внимательного слушателя выше всего земного, суетного.
Э. Григ, сюита «Из времен Хольберга»
В исполнении этого произведения норвежского композитора музыканту удалось продемонстрировать темповый контраст между частями, характерный для барокко. Если учесть, что сюита была написана для оркестра, то умение Евгения Михайлова в рамках рояля показать чередование soli и tutti между разными группами инструментов потрясает. Особенно трогает сохранение быстрой пульсации даже в лирических моментах, например, в первой части.
Э. Григ - Г. Гинзбург, сюита «Пер Гюнт»
Можно сказать, что Михайлов к моменту исполнения этого сочинения уже полностью овладел вниманием зала. Речь не шла о сыгранных в нужное время правильных нотах. Задачи решались более серьезные. Исполнитель создавал настроение слушателей с помощью умения передать характер музыки от спокойного и легкого до печального и строгого со всеми промежуточными вариациями. Это позволило ему показать, а нам услышать и представить солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве и журчание прозрачного родника.
Дж. Гершвин, «Рапсодия в стиле блюз» (переложение для фортепиано)
Гениальную музыку композитора пианист преподнес слушателям, можно сказать, на блюдечке. Многокрасочная палитра чувств и образов сразу захватила весь зал. Я, например, почувствовал, как может просыпаться и засыпать огромный город, работать и отдыхать миллионы людей разных цветов кожи и рас, а в финале они все вместе поют главную тему. Учитывая, что Гершвин долго жил в Нью-Йорке, то, скорее всего, именно этот мегаполис можно подразумевать в сочинении.
На бис Михайлов легко и нежным звуком сыграл адажио из балета П. Чайковского «Щелкунчик», чем окончательно покорил слушателей. Способность играть на одном инструменте то, что написано для симфонического оркестра, без потерь – это одна из визитных карточек Михайлова.
Несколько выводов
Во время концерта меня удивило сочетание тесного взаимодействия пианиста с залом и ощущения, что Евгений был наедине с инструментом и музыкой, будто играл для себя.
Способ его исполнения трудно назвать мощным или победоносно-бравурным с кокетливым акцентом на виртуозность. Мягкий и ласковый звук, который затронул малейшими оттенками души слушателей, делал пианиста не только исполнителем, но и соавтором.
Пожалуй, впервые за последние годы мы услышали в нашей филармонии музыканта, который принадлежит романтической пианистической традиции. Это проявилось в легком туше, перламутровом звучании, глубоко личном исполнении, музыкальном артистизме и идеальной фразировке.
В его облике и манере исполнения было что-то неуловимо похожее на творчество профессора Московской консерватории, одного из признанных шопенистов Станислава Нейгауза (1927 – 1980 гг.), концерты которого публика помнит до сих пор. Он воспринимал даже одну фальшивую ноту личным оскорблением. Такая высочайшая требовательность к звуку, тонкая педализация и стремление к совершенству характерны и для Евгения, но главное – его искренность и доброта к людям, музыке и произведениям.
Выступление Михайлова вызвало в зале восхищение и доставило слушателям удовольствие. Энергетика, исходящая от единения музыканта, произведений и инструмента, способна делать людей лучше и чище даже в наше суровое и циничное время.
Концерт пианиста состоялся при поддержке Сухумского пивоваренного завода и торговой компании «Premium».
P.S. С нетерпением ждем новых встреч с Евгением Михайловым. Не терпится услышать его интерпретации Шопена и Скрябина.
- Комментарии