Евгений Михайлов: «Музыка заставляет думать, сопереживать и даже переосмысливать свои взгляды на жизнь»    


Евгений Михайлов: «Музыка заставляет думать, сопереживать и даже переосмысливать свои взгляды на жизнь»
 
 
Концерт заслуженного артиста России, пианиста Евгения Михайлова прошел  в Абхазской государственной филармонии им. Р. Гумба во вторник, 2 июля.

Введение

Ведущая вечера музыковед Асида Царгуш рассказала, что пианист шесть лет назад уже выступал перед абхазской публикой:

«Я имела счастье присутствовать на том концерте и была поражена высочайшим исполнительским уровнем музыканта, безупречностью техники и невероятной глубиной интерпретации. Больше всего привлекает в его манере игры акцент не на внешних аффектациях, что, к сожалению, часто можно наблюдать, а на понимании высокой роли академической музыки в жизни людей».

Царгуш процитировала слова пианиста, в которых отражается то, в чем музыкант видит свое предназначение:

«Музыка заставляет думать, сопереживать и даже переосмысливать свои взгляды на жизнь».

Ведущая отметила, что программа, которую сыграет Евгений Михайлов, по ее мнению, очень интересная и содержательна. Она составлена особенным образом, большая часть произведений представлена в жанре сюиты, суть которой - сменяющие друг  друга танцы.

И. С. Бах,  партита Си-бемоль мажор

Это сочинение исполняется не часто, оно состоит из четырех частей, на первый взгляд, разных по характеру, но объединенных одной идеей. Основная сложность заключается в ненавязчивом проведении этой идеи через все произведение. Талант пианиста ярко проявился даже в коротких паузах между частями. Казалось бы, пауза – это просто отсутствие звука, что и как здесь можно проявить? Оказалось, что можно. Паузы у Евгения Михайлова были наполнены послевкусием и предвкушением. В результате красота этой партиты раскрывалась постепенно, будто распускались цветы, и музыка уносила внимательного слушателя выше всего земного, суетного. 

Э. Григ, сюита «Из времен Хольберга»

В исполнении этого произведения норвежского композитора музыканту удалось продемонстрировать темповый контраст между частями, характерный для барокко. Если учесть, что сюита была написана для оркестра, то умение Евгения Михайлова в рамках рояля показать чередование soli и tutti между разными группами инструментов потрясает. Особенно трогает сохранение быстрой пульсации даже в лирических моментах, например, в первой части.

Э. Григ - Г. Гинзбург, сюита «Пер Гюнт»

Можно сказать, что Михайлов к моменту исполнения этого сочинения уже полностью овладел вниманием зала. Речь не шла о сыгранных в нужное время правильных нотах. Задачи решались более серьезные.  Исполнитель создавал настроение слушателей с помощью умения передать характер музыки от спокойного и легкого до печального и строгого со всеми промежуточными вариациями. Это позволило ему показать, а нам услышать и представить солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве и журчание прозрачного родника.

Дж. Гершвин, «Рапсодия в стиле блюз» (переложение для фортепиано)

Гениальную музыку композитора пианист преподнес слушателям, можно сказать, на блюдечке. Многокрасочная палитра чувств и образов сразу захватила весь зал. Я, например, почувствовал, как может просыпаться и засыпать огромный город, работать и отдыхать миллионы людей разных цветов кожи и рас, а в финале они все вместе поют главную тему. Учитывая, что Гершвин долго жил в Нью-Йорке, то, скорее всего, именно этот мегаполис можно подразумевать в сочинении.

На бис Михайлов легко и нежным звуком сыграл адажио из балета П. Чайковского «Щелкунчик», чем окончательно покорил слушателей. Способность играть на одном инструменте то, что написано для симфонического оркестра, без потерь – это одна из визитных карточек Михайлова.

Несколько выводов

Во время концерта меня удивило сочетание тесного взаимодействия пианиста с залом и  ощущения, что Евгений был наедине с инструментом и  музыкой, будто играл для себя.

Способ его исполнения трудно назвать мощным или победоносно-бравурным с кокетливым  акцентом на виртуозность. Мягкий и ласковый звук, который затронул малейшими оттенками души слушателей, делал пианиста не только исполнителем, но и соавтором.

Пожалуй, впервые за последние годы мы услышали в нашей филармонии музыканта, который принадлежит романтической пианистической традиции. Это проявилось в легком туше, перламутровом звучании, глубоко личном исполнении, музыкальном артистизме и идеальной фразировке.

В его облике и манере исполнения было что-то неуловимо похожее на творчество профессора Московской консерватории, одного из признанных шопенистов Станислава Нейгауза (1927 – 1980 гг.), концерты которого публика помнит до сих пор. Он воспринимал даже одну фальшивую ноту личным оскорблением. Такая высочайшая требовательность к звуку, тонкая педализация и стремление к совершенству характерны и для Евгения, но главное –  его искренность и доброта к людям,  музыке и произведениям.  

Выступление Михайлова вызвало в зале восхищение и доставило слушателям удовольствие. Энергетика, исходящая от единения музыканта, произведений и инструмента, способна делать людей лучше и чище даже в наше суровое и циничное время.

Концерт пианиста состоялся при поддержке Сухумского пивоваренного завода и торговой компании «Premium».

P.S. С нетерпением ждем новых встреч с Евгением Михайловым. Не терпится услышать его интерпретации Шопена и Скрябина.

 

 

Источник:
17:48
188
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Пользуясь сайтом apsny-line.ru, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.