В Абхазской госфилармонии прошел «Парад концертов»
Это важно
Перед выступлением музыковед Асида Царгуш отметила ценность проекта, который проходит с неизменным успехом уже 13 лет. Его инициатором была народная артистка Абхазии Нинель Бжания. Главные задачи - реанимация музыкальной среды, сохранение традиций и профессиональный рост музыкантов.
«Эти задачи успешно решаются. Многие наши выпускники учатся в самых престижных творческих вузах России. Например, Барас Куджба, Мария-Эмилия Терзян-Хагба и Лана Адлейба проходят обучение в Московской консерватории, есть лауреаты конкурсов, растет перспективная молодежь», – сказала она.
Царгуш добавила, что происходит естественная ротация поколений, поэтому важно сделать все, чтобы сохранить преемственность.
«Сегодняшний концерт отличается от прошлых тем, что выступят совсем юные воспитанники музыкальных школ. Их программа вышла за рамки детской музыки. Прозвучат достаточно сложные произведения от Баха до Бортнянского в сопровождении Камерного оркестра под управлением народного артиста Абхазии Давида Терзяна», – сказала она.
Музыковед поблагодарила министерство культуры Абхазии за поддержку проекта.
Первые аплодисменты
Всего выступило 18 музыкантов, для многих концерт оказался дебютом на большой сцене. Если честно, то я сразу приготовился волноваться. Как выяснилось позже, совершенно напрасно.
Дети были не только хорошо подготовлены технически, они продемонстрировали умение получать удовольствие от музыки. Маленькие пальчики извлекали из рояля и скрипки мягкие и певучие звуки с тонкой фразировкой так уверенно, будто они каждый день выходят на сцену.
У пианистов отчетливо была слышна весовая игра, позволяющая достичь красивого звучания с помощью веса всей руки, не зажимая мышцы. Это, кстати, яркая отличительная черта русской и советской фортепианной школ. Хорошо, что ее элементами наши музыканты начинают овладевать в столь юном возрасте.
Понравилось умение пианистов и скрипачей подчеркнуть гармонические переходы, владение ритмом, мягким, почти шопеновским, rubato. Хроматические и гаммообразные пассажи сыграны прозрачным звуком даже в крайних регистрах.
Деликатное звучание оркестра подчеркивало трогательность исполнения маленьких солистов. Представляю, сколько сил вложено в этот благородный труд, которым без любви к музыке нельзя заниматься.
После первого выступления я понял, почему не волнуюсь. Дети хорошо чувствовали, как надо играть. Именно чувствовали, а не рассуждали. В этом секрет их непосредственности. Тот, кто сохранит это ощущение, может стать крупным музыкантом.
Дебют получился достойный. Я перечислю всех, кто вышел вчера на сцену: Тигран Авджян, Расима Ашуба, Анастасия Берулава, Ульяна Глазкова, Лилит Ерзнкян, Елизавета Карпова, Валерия Квеквескири, Ульяна Кварчия, Джулия Кондакчян, Елена Логуа, Анна Медовникова, Марина Нармания, Инесса Позднякова, Николай Ружавинский, Вячеслав Станкевич, Ева-Мария Терзян Хагба, Соломон Хагба, Алиа Чагава.
Уверен, что в следующем году эти ребята нас приятно удивят. Будет очень интересно сравнить рост их мастерства.
Акценты
Отдельно отмечу выступления нескольких студентов музучилища. Среди пианистов выделю Соломона Хагба (третий курс, класс преподавателя Елены Карабулат). Он с блеском сыграл первую часть соль-минорного концерта Сен-Санса. Это произведение, по мнению ряда крупных музыкантов, в том числе Святослава Рихтера, очень сложное и в художественном, и в виртуозном планах.
Когда Соломон начал играть, возникло ощущение, что он видит этот концерт сверху целиком. Прекрасное чувство формы, динамика тембра и темпа, вслушивание в каждую ноту, посадка за роялем, свободное владение инструментом – все говорило о том, что перед нами настоящий музыкант. Зал невозможно обмануть обычной виртуозностью, его можно покорить только живым голосом души, который у молодого пианиста уже есть.
Хочу подчеркнуть техническую часть исполнения - октавную технику у Хагба. Она нарабатывается годами упорного труда. Если поспешить, запросто испортишь руки – таких примеров масса, но у Соломона этот вид техники отработан прекрасно. Это уже школа. Школа Елены Карабулат. Не удивлюсь, если в следующем году он сыграет остальные части этого прекрасного концерта или возьмется за сонату си-минор Листа.
Скрипач Вячеслав Станкевич (четвертый курс, класс преподавателя Ольги Хагба), который исполнил «Цыганские напевы» Пабло де Сарасате, за год музыкально очень вырос. Сказался опыт работы в Камерном оркестре. Появилась уверенность и раскованность, что сразу слышно по звуку. Главное, что удалось не потерять и бережно сохранить, - искренность исполнения. Зал на нее всегда остро, до слез, реагирует. Будем внимательно следить за успехами этого талантливого музыканта.
Альтист Николай Ружавинский (второй курс, класс преподавателя Ольги Хагба) тоже работает в Камерном оркестре. Он сыграл первую часть одного из самых известных сочинений Баха для альта с оркестром – концерт до минор. Музыканту многое удалось. Вдумчивая игра, неповторимый тембр альта, уверенное звукоизвлечение Николая мягко позволили залу погрузиться в барочную атмосферу. Способность солиста хорошо слышать оркестр и самого себя в нем подчеркнули полифонический характер произведения. Исполнение получилось технически сбалансированным и одновременно ярким по раскрытию художественного образа.
Итоги
«Парад концертов» - это не просто выступление молодых музыкантов с оркестром в филармонии. Проект удивительно полезен буквально всем. Дети набираются опыта работы на большой сцене, а преподаватели объективно оценивают свой труд, зрители наслаждаются классической музыкой, а общество консолидируется вокруг культуры.
Что касается государства, то оно узнает о проблемах в музыкальной области не на митингах, где о культуре и не говорят, а на главной сцене страны от детей, которые всего через несколько лет будут определять вектор развития в искусстве Абхазии. Надо только прислушаться…
- Комментарии