Что делать, если малыш не торопится говорить 


Что делать, если малыш не торопится говорить 
 Дефектолог медицинского центра «АЛЬБАМЕД» Елена Елисеева занимается развитием речи детей уже 7 лет. Она не не понаслышке знает о тонкостях этого процесса. В интервью Абхазская Линия она рассказала об особенностях своей работы.

– Сколько лет вы уже занимаетесь  проблемами дефектологии?

 – Последние семь лет я занимаюсь дефектологией, прошла курсы  повышения квалификации по сенсорной интеграции и АВА-терапии (методы  коррекции поведения детей с аутизмом и другими особенностями развития – прим. ред. АП). Работаю с детьми разных нозологических  групп (групп детей, имеющих схожие признаки патологии или родственные заболевания – прим. ред. АП).

 – В последнее время часто можно слышать, что современные дети стали позже овладевать речью. Так ли это?

 – Последние исследования показали, что сейчас чаще встречаются случаи задержки  не только речевого развития, но и в целом развития разных когнитивных и высших психических функции. Существует много версий того, почему это происходит.  В качестве причин замедленного развития называют экологию, увлечение смартфонами, детские  прививки.  

Благодаря развитию дефектологии и  проводимым  исследованиям стали выявляться нарушения в развитии на ранних стадиях, чего не было  раньше. Люди стали чаще обращать  внимание на проблемы того же речевого развития ребенка и обращаться за помощью.

 – Ребёнок не говорит: в каком возрасте это становится проблемой и поводом для обращения к специалистам?

 – Обычно  дети в возрасте от 10 до 18 месяцев  произносят  какие-то звуки и слова. Звукоподражание — это первый шаг к реч,  одно из главных условий, благодаря которому у ребёнка развивается речь. К двум-трем годам ребенок  должен  складывать слова в связанные предложения,уметь рассказать что-то, отвечать на  вопросы взрослых.

Если у ребенка нет звукоподражания к 10 месяцам, то родителям стоит обратить внимание на это и обратиться к специалистам.

 – Есть мнение, что мальчики начинают говорить позже девочек, правда ли это?

 – В принципе, развитие мальчиков согласно исследованиям, отстает от развития девочек, но это не говорит о том, что все девочки опережают в развитии, а мальчики отстают. Все это очень индивидуально, но при этом важно создание  одинаковой  среды как для девочек, так и для мальчиков. Очень большое заблуждение, что мальчики не должны играть в куклы, а девочки – в машинки. Это неправильное мнение, потому что ребенок в играх,  можно  сказать, примеряет на себя разные социальные роли. Ведь во взрослой жизни и  мужчинам приходится  катать коляски с малышами, а женщинам – водить  машину.

 – Что делать родителям, чтобы их ребёнок вовремя начал говорить? Какие советы вы бы дали мамам и папам?

 – В первую очередь, разговаривать со своим ребенком. Не отмалчиваться, скажем, на прогулке. Очень важно взаимодействовать,  общаться со своим ребенком. Важную роль в формировании речи ребенка играют  сказки,  стихотворения. Очень важно читать их детям, пересказывать их,  спрашивать о героях. Большой ошибкой взрослых при общении с маленькими детьми является искажение звуков и слов, сюсюканье, смягчение речи.  Ребенок, подражая взрослым,  слышит и запоминает неправильное звучание слов.

Речь взрослого должна быть четкой и правильной. Наша задача – создавать правильную речевую среду для развития речи.

 – Может  ли способствовать  задержке речи  ребенка использование планшета, смартфона, ноутбука? Как влияют на речевое развитие ребенка мультфильмы?

 – Да, современные гаджеты могут негативно повлиять на речевое развитие ребенка, если  родители позволяют ему бесконтрольно васами «сидеть в телефоне». Родителям проще дать в руки ребенку смартфон, чтобы он  сидел спокойно и не  беспокоил их. Тем самым сокращается время живого общения с малышом, время сотворчества, а это сказывается на речевом развитии.

 – Влияет ли на становление речи ребёнка наследственный фактор? Например, папа заговорил поздно, поэтому и сын в два года ещё молчит.

 – Это не совсем так и не всегда. Я уже не раз говорила, что все индивидуально. Если речь идет о серьезных генетических или физиологических  изменениях, то да, возможно. В любом случае, если родители видят, что у ребенка есть проблемы, то стоит незамедлительно обратиться  к специалистам.

 – Какие методики вы используете для  развития речи у детей?

 – В первую очередь, это игровые методики. С  ребенком необходимо общаться, дружить, сотрудничать, по-другому с детишками просто не получается. Очень хорошо наладить контакт с малышом помогают различные визуальные пособия или карточки. Если ребенок плохо воспринимает словесную информацию, на помощь могут прийти визуальные пособия.

Также в работе может  помочь  визуальное расписание. Это педагогический инструмент, который помогает родителям и специалистам формировать у ребенка навыки саморегуляции.

В работе мне также помогают методы АВА-терапии (Applied Behavior Analysis) или  прикладного анализа поведения. Эти методы направлены на  изучение поведения детей с целью его коррекции, улучшения их развития и адаптации. Я  использую  и методы  сенсорной интеграции, которая «заставляет» мозг воспринимать и обрабатывать сенсорную информации,  поучаемую ребенком  через внешние раздражители.  

 – В каком возрасте к вам обращаются чаще всего?

 – С двух лет, но самый маленький мой подопечный был в возрасте года. Ребенок еще плохо ходил, но родители своевременно заметили, что развитие ребенка идет не так, как у их старшего сына.

 – Каковы основные признаки благополучного развития речи у ребёнка? И, наоборот, какие «звоночки» свидетельствуют о том, что возможны проблемы в речевом развитии ребёнка?

 – Благополучным развитием считается, если ребенок активно использует в общении мимику и жесты – это невербальное общение. Ребенок таким образом поддерживает контакт. Плюс правильное произношение звуков, правильная постановка слогов. Если что-то из этого выпадает, или ребенок не контактирует, у него отсутствующий взгляд,  он не понимает родителей, то это можно считать первыми звоночками.

 – Сколько в среднем времени требуется специалисту, чтобы «разговорить» молчуна?

 – Если специалист вам скажет точное время, то у меня будут вопросы к этому специалисту. Невозможно точно обозначить время, так как все детишки совершенно разные. Если мы говорим о молчунах,  которые вообще не разговаривали, то в среднем для того, чтобы разговорить ребенка, требуется не менее трех-четырех месяцев.

 – С какими дефектологическими проблемами вы, как специалист, сталкиваетесь чаще всего?

 – Очень много стало нарушении эмоционально-волевой сферы, то есть, детишек с аутизмом, с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Проблема заключается еще и в том, что родители не готовы принять то, что у их ребенка есть какие-то проблемы.

 – В чем различие между дефектологом и логопедом?

 – Логопед корректирует звукопроизношение, ставит звуки, совершенствует слоговую структуру слов и грамматический строй речи, формирует навыки звукового анализа и синтеза. А дефектолог занимается коррекцией детей с психическими и физическими нарушениями.

Беседовала Тамара Ачба.

 

Источник:
04:34
37
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Пользуясь сайтом apsny-line.ru, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.