Что делать, если малыш не торопится говорить
– Сколько лет вы уже занимаетесь проблемами дефектологии?
– Последние семь лет я занимаюсь дефектологией, прошла курсы повышения квалификации по сенсорной интеграции и АВА-терапии (методы коррекции поведения детей с аутизмом и другими особенностями развития – прим. ред. АП). Работаю с детьми разных нозологических групп (групп детей, имеющих схожие признаки патологии или родственные заболевания – прим. ред. АП).
– В последнее время часто можно слышать, что современные дети стали позже овладевать речью. Так ли это?
– Последние исследования показали, что сейчас чаще встречаются случаи задержки не только речевого развития, но и в целом развития разных когнитивных и высших психических функции. Существует много версий того, почему это происходит. В качестве причин замедленного развития называют экологию, увлечение смартфонами, детские прививки.
Благодаря развитию дефектологии и проводимым исследованиям стали выявляться нарушения в развитии на ранних стадиях, чего не было раньше. Люди стали чаще обращать внимание на проблемы того же речевого развития ребенка и обращаться за помощью.
– Ребёнок не говорит: в каком возрасте это становится проблемой и поводом для обращения к специалистам?
– Обычно дети в возрасте от 10 до 18 месяцев произносят какие-то звуки и слова. Звукоподражание — это первый шаг к реч, одно из главных условий, благодаря которому у ребёнка развивается речь. К двум-трем годам ребенок должен складывать слова в связанные предложения,уметь рассказать что-то, отвечать на вопросы взрослых.
Если у ребенка нет звукоподражания к 10 месяцам, то родителям стоит обратить внимание на это и обратиться к специалистам.
– Есть мнение, что мальчики начинают говорить позже девочек, правда ли это?
– В принципе, развитие мальчиков согласно исследованиям, отстает от развития девочек, но это не говорит о том, что все девочки опережают в развитии, а мальчики отстают. Все это очень индивидуально, но при этом важно создание одинаковой среды как для девочек, так и для мальчиков. Очень большое заблуждение, что мальчики не должны играть в куклы, а девочки – в машинки. Это неправильное мнение, потому что ребенок в играх, можно сказать, примеряет на себя разные социальные роли. Ведь во взрослой жизни и мужчинам приходится катать коляски с малышами, а женщинам – водить машину.
– Что делать родителям, чтобы их ребёнок вовремя начал говорить? Какие советы вы бы дали мамам и папам?
– В первую очередь, разговаривать со своим ребенком. Не отмалчиваться, скажем, на прогулке. Очень важно взаимодействовать, общаться со своим ребенком. Важную роль в формировании речи ребенка играют сказки, стихотворения. Очень важно читать их детям, пересказывать их, спрашивать о героях. Большой ошибкой взрослых при общении с маленькими детьми является искажение звуков и слов, сюсюканье, смягчение речи. Ребенок, подражая взрослым, слышит и запоминает неправильное звучание слов.
Речь взрослого должна быть четкой и правильной. Наша задача – создавать правильную речевую среду для развития речи.
– Может ли способствовать задержке речи ребенка использование планшета, смартфона, ноутбука? Как влияют на речевое развитие ребенка мультфильмы?
– Да, современные гаджеты могут негативно повлиять на речевое развитие ребенка, если родители позволяют ему бесконтрольно васами «сидеть в телефоне». Родителям проще дать в руки ребенку смартфон, чтобы он сидел спокойно и не беспокоил их. Тем самым сокращается время живого общения с малышом, время сотворчества, а это сказывается на речевом развитии.
– Влияет ли на становление речи ребёнка наследственный фактор? Например, папа заговорил поздно, поэтому и сын в два года ещё молчит.
– Это не совсем так и не всегда. Я уже не раз говорила, что все индивидуально. Если речь идет о серьезных генетических или физиологических изменениях, то да, возможно. В любом случае, если родители видят, что у ребенка есть проблемы, то стоит незамедлительно обратиться к специалистам.
– Какие методики вы используете для развития речи у детей?
– В первую очередь, это игровые методики. С ребенком необходимо общаться, дружить, сотрудничать, по-другому с детишками просто не получается. Очень хорошо наладить контакт с малышом помогают различные визуальные пособия или карточки. Если ребенок плохо воспринимает словесную информацию, на помощь могут прийти визуальные пособия.
Также в работе может помочь визуальное расписание. Это педагогический инструмент, который помогает родителям и специалистам формировать у ребенка навыки саморегуляции.
В работе мне также помогают методы АВА-терапии (Applied Behavior Analysis) или прикладного анализа поведения. Эти методы направлены на изучение поведения детей с целью его коррекции, улучшения их развития и адаптации. Я использую и методы сенсорной интеграции, которая «заставляет» мозг воспринимать и обрабатывать сенсорную информации, поучаемую ребенком через внешние раздражители.
– В каком возрасте к вам обращаются чаще всего?
– С двух лет, но самый маленький мой подопечный был в возрасте года. Ребенок еще плохо ходил, но родители своевременно заметили, что развитие ребенка идет не так, как у их старшего сына.
– Каковы основные признаки благополучного развития речи у ребёнка? И, наоборот, какие «звоночки» свидетельствуют о том, что возможны проблемы в речевом развитии ребёнка?
– Благополучным развитием считается, если ребенок активно использует в общении мимику и жесты – это невербальное общение. Ребенок таким образом поддерживает контакт. Плюс правильное произношение звуков, правильная постановка слогов. Если что-то из этого выпадает, или ребенок не контактирует, у него отсутствующий взгляд, он не понимает родителей, то это можно считать первыми звоночками.
– Сколько в среднем времени требуется специалисту, чтобы «разговорить» молчуна?
– Если специалист вам скажет точное время, то у меня будут вопросы к этому специалисту. Невозможно точно обозначить время, так как все детишки совершенно разные. Если мы говорим о молчунах, которые вообще не разговаривали, то в среднем для того, чтобы разговорить ребенка, требуется не менее трех-четырех месяцев.
– С какими дефектологическими проблемами вы, как специалист, сталкиваетесь чаще всего?
– Очень много стало нарушении эмоционально-волевой сферы, то есть, детишек с аутизмом, с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Проблема заключается еще и в том, что родители не готовы принять то, что у их ребенка есть какие-то проблемы.
– В чем различие между дефектологом и логопедом?
– Логопед корректирует звукопроизношение, ставит звуки, совершенствует слоговую структуру слов и грамматический строй речи, формирует навыки звукового анализа и синтеза. А дефектолог занимается коррекцией детей с психическими и физическими нарушениями.
Беседовала Тамара Ачба.
- Комментарии