АСИДА ШАКРЫЛ: МЫ НЕ ПРОСТО ФИКСИРУЕМ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, А АНАЛИЗИРУЕМ ИХ, ИЩЕМ ПРИЧИНЫ, ПРЕДЛАГАЕМ РЕШЕНИЯ

АСИДА ШАКРЫЛ: МЫ НЕ  ПРОСТО ФИКСИРУЕМ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, А АНАЛИЗИРУЕМ ИХ, ИЩЕМ ПРИЧИНЫ, ПРЕДЛАГАЕМ РЕШЕНИЯ

В пресс-центре Абхазской государственной телерадиокомпании состоялась пресс-конференция Уполномоченной по правам человека в Абхазии Асиды Шакрыл. Поводом послужило заседание Парламента, состоявшееся неделю назад, когда  депутаты отклонили бюджетную смету Аппарата Уполномоченного на 2022 год, ссылаясь на на то, что Шакрыл не представила отчет о деятельности за 2020 год.Комментируя этот инцидент, Асида Шакрыл сказала: «Мне сложно сказать, почему депутаты не приняли бюджетную смету Аппарата Уполномоченного. В тот день я присутствовала на заседании и была готова ответить на все вопросы депутатов.  Я предполагаю, что дело в некомпетентности или умышленной дезинформации со стороны некоторых депутатов Парламента, которые упрекнули меня в том, что я не представила отчет о нашей деятельности, хотя отчет  был представлен еще в марте».

Получив отчет омбудсмена, депутаты Парламента по закону должны были обсудить его на ближайшем заседании сессии, но по непонятным Асиде Шакрыл причинам не сделали этого.

Когда выяснилось, что содержательный отчет все же представлен, депутаты выразили недовольство отсутствием финансового отчета.

«Депутаты решили упрекнуть меня в том, что в докладе нет финансового отчета. Но Аппарат Уполномоченного по правам человека не обязан представлять подобный отчет Парламенту. Аппарат отчитывается о финансах в налоговой службе», — сказала Шакрыл и добавила, что не видит никакой проблемы, и если депутатам интересна финансовая часть, она готова отчитаться и по ней.

«Прозрачность в работе — наш основополагающий принцип», — заметила она.  

Удивление омбудсмена вызывает тот факт, что  спикер Парламента не дал объяснения, по какой причине не было обеспечено заслушивание её ежегодного доклада.

«Мы готовы предоставлять финансовый отчет Парламенту. Мы — только за открытость государственных институтов. Но мы не хотим, чтобы Парламент дезинформировал население о том, что мы не отчитываемся ему», — подчеркнула Шакрыл.    

Тот факт, что депутаты не проголосовали за представленную им бюджетную смету, Шакрыл расценивает как  бойкот определенной части депутатов.

«Бойкот депутатов, возможно, связана с тем, что в докладах о деятельности Уполномоченного за 2018-2019 гг. и за 2020 года содержится определенная критика в адрес Парламента. За три года моей работы в Парламенте не были созданы условия для серьезного обсуждения нарушений прав человека, указанных в моих докладах», — сказала она.  

По словам Шакрыл, и у Уполномоченного по правам человека, и у Парламента,  и у судебной, и у исполнительной власти  одна задача – обеспечение соблюдения и защита  прав человека.

«Полномочия всех должностных лиц должны быть направлены исключительно на реализацию этой задачи. Доклад Уполномоченного – это анализ ситуации в области прав человека. Если этот анализ вызывает недовольство, то нужно его обсуждать. Я готова по существу обсуждать все проблемы, в этом суть работы Уполномоченного. Мы могли бы просто указывать на нарушения, но мы стараемся работать добросовестно и не просто фиксируем нарушения, а анализируем их, ищем причины нарушений и предлагаем пути решения проблем и  выхода из ситуации», — сказала омбудсмен.

Офис Уполномоченного по правам человека не раз обращал внимание на факты применения насилия в в отношении задержанных и заключенных. Этой проблеме уделено значительное внимание в докладе омбудсмена.

Она напомнила о случае, когда  сотрудники милиции избили молодого парня,  проломили ему череп и  он попал  в психиатрическую  больницу. ,  Но ни одного человека не привлекали к ответственности. Волну возмущения вызвал и недавний случай смерти Анри Атейба. 

«Всех нас очень волнует проблема пыток, мы знаем, что немало случаев, когда люди в местах лишения свободы от пыток умирали. Я сегодня взяла с собой документ, по каким статьям, например, привлекли к ответственности сотрудников министерства внутренних дел, которых обвиняют в причастности к смерти Анзора Тарба. Статья «халатность», статья «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», статья «превышение должностных полномочий». У нас нет в законах статьи за применение пыток, у нас нет понятия «пытки» в наших законах», — сказала она.

Асида Шакрыл считает необходимым внесение соответствующих изменений в законодательство, поскольку сегодня сложно привлечь к ответственности должностных лиц, применяющих пытки к заключенным.

На просьбу журналиста прокомментировать инцидент на Набережной Махаджиров с участием министра внутренних дел и депутата Парламента, Шакрыл ответила: «Я считаю, существует определенная политизация данного инцидента. Я призываю всех граждан не политизировать эти события и предоставить возможность законным юридическим институтам провести расследование и определить кто и в чем виноват.  Те, кто пытается политизировать данный вопрос, пусть задумаются о том, будем ли мы после этого верить в торжество закона. Для меня не ясно, почему представители сел и политических партий требуют от Президента отстранить от должности министра внутренних дел или депутата. Ведь у нас есть законы. Все участники процесса могут обратиться в прокуратуру с жалобой,  и в соответствии с законом виновные  понесут ответственность, в том числе и в виде отстранения  от должности».

Шакрыл считает,  данный инцидент должен рассматриваться исключительно в юридической плоскости в целях защиты прав людей и установления законности.

По мнению Шакрыл, и министр,  и депутат Парламента нарушили кодекс поведения должностного лица, и они должны понести за это ответственность.

«Возможно, следствие даст оценку произошедшему, но мы не можем не признать, что должностное лицо однозначно не может себя так вести. Я обращаю внимание не на реагирование министра, а на соразмерность его реакции на совершенное нарушение порядка. Предотвращение правонарушения, в данном случае, вылилось в обычное выяснение отношений и уличную драку», — сказала она.

Отвечая на вопрос журналиста о самой приоритетной задаче, стоящей перед Аппаратом Уполномоченного, Асида Шакрыл подчеркнула: «Нам приходится сталкиваться с тем, что некоторые ведомства отказываются реагировать на наши запросы, ссылаясь на то, что кодексы определенных ветвей власти не накладывают на них таких обязанностей. Поэтому, я считаю, нужно совершенствовать закон об Уполномоченном и предоставить институту больше полномочий».   

***

Текст доклада о деятельности Уполномоченного по правам человека в РА за 2020 год можно прочесть по ссылке:  https://ombudsmanra.org/upload/iblock/027/0272481f601630e712658689fbbebbd7.pdf

Доклад включает в себя шесть разделов:  

Развитие института Уполномоченного по правам человека в Республике Абхазия.Неэффективная защита прав человека правоохранительными органами.Статистика обращений в аппарат Уполномоченного по правам человека.Тематический мониторинг, проводимый аппаратом УПЧ.Выводы и рекомендации.

11:00
124
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Пользуясь сайтом apsny-line.ru, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.