Сурам Сакания: «Реставрация – это очень долгий и кропотливый процесс»


Сурам Сакания: «Реставрация – это очень долгий и кропотливый процесс»
В ночь с 20 на 21 января пожар на втором этаже здания Союза художников Абхазии, где хранились и фонды Национальной картинной галереи,  уничтожил около четырех тысяч полотен.  До  200 работ с повреждениями разной степени успели вынести. По мнению реставраторов из России, которые оперативно приехали в Абхазию, есть шанс спасти эти картины. О последствиях пожара, работе, уже проделанной российскими специалистами, и планах рассказал директор Национальной картинной галереи Абхазии Сурам Сакания.

По его словам, реставраторы провели закрепительную работу с наиболее пострадавшими картинами.

«Особенно сильно обгорели около 60 полотен. Чтобы краска не отслаивалась, а пузыри не развивались дальше, они применили специальные препараты и  бумагу. Специалисты сделали реставрационное описание, в котором зафиксировали все, что было сделано с картинами», –  сказал он.

Сакания добавил, что вместе с российскими реставраторами работали и  абхазские специалисты -  Леонид Еник, окончивший Тбилисскую академию художеств, и Маяна Габлия, которая училась в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица.

Чтобы принять их на работу, министерство культуры изыскало небольшую сумму денег. Сейчас остро стоит вопрос о закупке необходимых для восстановления картин инструментов и устройств, с помощью которых можно фиксировать полотна в разных положениях, например, при растягивании.

«Понимание важности этих работ у государства есть, но, к сожалению, бюджетные деньги получить быстро нельзя, надо какое-то время ждать», – поделился он.

Сакания добавил, что в Национальной библиотеке им. И. Г. Папаскир, куда перевезли картины для реставрации, была проведена  работа с дорогостоящим  осетровым клеем,  который используется при восстановлении полотен.

«Клей разогревали и разливали по ровной  поверхности. После полного высыхания получилась тонкая пленка, ее можно хранить неограниченное количество времени. Все места склейки осетровым клеем останутся незаметными, поскольку это абсолютно прозрачное, бесцветное вещество», – рассказал он.

На данный момент, по его словам, создается  электронный  каталог сгоревших картин.

«Мы делаем описания, ищем документы, изучаем разные публикации. В основном это рутинная работа, но она нужна», – отметил Сакания.

На вопрос о сроках возможной выставки спасенных работ, он с грустью ответил, что говорить об этом еще очень рано.

«Я не уверен, что мы сможем провести выставку через год или даже через два.  Так быстро восстановить около 150 работ невозможно. Реставрация — это, можно сказать, своеобразное нейрохирургическое вмешательство, очень долгий и кропотливый процесс», – объяснил он и поблагодарил всех, кто не остался равнодушным к трагедии 21 января, в том числе зрителей благотворительного концерта в филармонии, который прошел 6 февраля.  

***

Картинная галерея в Сухуме была открыта в 1963 году. Позже она была перенесена в здание Союза художников Абхазии по улице Лакоба, 31, и открыта в дату перезахоронения абхазского художника Александра Чачба-Шервашидзе — 17 мая 1985 года. В 1999 году для галереи было выделено здание на улице Пушкина, 8. Однако оно до сих пор не отремонтировано.

 

 

Источник:
15:15
151
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Пользуясь сайтом apsny-line.ru, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.