Российские реставраторы: первостепенная задача – определение размеров повреждений и консервация
Реставрацию картин, которые уцелели во время пожара в ЦВЗ в ночь на 21 января, начала проводить группа реставраторов из России, приехавших по поручению министра культуры РФ Ольги Любимовой.
Корреспонденты Абхазская Линия побывали в Национальной библиотеке им. И. Папаскир, куда перевезли сохранившиеся работы, и задали реставраторам несколько вопросов, стараясь сильно не отвлекать специалистов от их кропотливого труда.
Сантиметр за сантиметром
Художник-реставратор центра Грабаря Антон Трофимов рассказал, что их центр уже сталкивался с восстановлением картин, пострадавших от огня.
«Мы с такими проблемами знакомы и знаем, как подойти к их решению», – уверенно сказал он.
Антон отметил, что после инвентаризации под каждую работу подбирается индивидуальная методика реставрации. Последовательность конкретных действий определяется в процессе. Есть общепризнанные методы восстановления, но каждая картина диктует свои правила.
«Сейчас главное – определить, какие картины необходимо увезти в профильные учреждения Москвы и Санкт-Петербурга, а какие – можно восстановить на месте», – сказал он.
По его мнению, процесс реставрации картин, пострадавших от пожара, один из самых сложных в его практике.
«Приходится работать очень медленно, двигаясь буквально сантиметр за сантиметром», – добавил Трофимов.
Законсервировать, чтобы спасти
По мнению заведующего отдела реставрации Русского государственного музея Марата Дашкина, предстоит огромная работа, а сам факт потери в пожаре картин – большая трагедия.
«Реставрация поврежденных огнем работ, выполненных маслом, очень трудоемкий процесс. Это намного сложнее, чем восстановление полотен в связи со старением или деформацией», – отметил он.
На вопрос, сколько по времени займет реставрация, Марат ответил, что точно сказать сложно.
«Сейчас наша первостепенная задача заключается в определении вообще размеров повреждений. От этого будут зависеть конкретные мероприятия, в том числе консервирующие. Это необходимо для безопасного перемещения картин в тот или иной реставрационный центр», – подчеркнул он.
Требуется особый подход
Заведующая отделом научной реставрации станковой масляной живописи Государственного научно-исследовательского института реставрации Екатерина Алешкина признала, что многие картины пострадали очень серьезно.
«Когда мы приехали, то поняли, что ситуация намного хуже, чем предполагалось. Повреждения весьма обширные. Есть несколько картин, которые наполовину сгорели, у некоторых утрачен холст», – рассказала она.
Основные проблемы – это обширные участки вздутия слоев краски, повреждения грунта и осыпь. Главные задачи – укрепление грунта и устранение ожоговых участков.
Алешкина считает, что произведения можно спасти, но каждое полотно потребует особого подхода к реставрации.
«На данный момент мы проводим противоаварийные процедуры, которые в дальнейшем позволят реставраторам спасти произведения. Конкретные сроки восстановления мы определим, когда картины попадут в отделы реставрации Москвы и Санкт-Петербурга.
В состав делегации Минкульта входят заведующие отделами реставрации Третьяковской галереи, Русского музея, Центра им. Грабаря и Государственного научно-исследовательского института реставрации.
На втором этаже здания Центрального выставочного зала располагались фонды Национальной картинной галереи, более четырех тысяч экземпляров. Среди них – до 300 работ Александра Чачба-Шервашидзе. В результате пожара в ночь на 21 января сгорел практически весь фонд Национальной галереи. Уцелело около 200 картин абхазских художников.
- Комментарии