Даут Хутаба: «У правоохранительных органов есть все возможности и полномочия бороться с «ворами в законе» 

Даут Хутаба: «У правоохранительных органов есть все возможности и полномочия бороться с «ворами в законе» 

Председатель Парламентского комитета по государственно-правовой политике Даут Хутаба рассказал о судьбе законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РА в части противодействия организованной преступности», а также рассказал по каким причинам данный законопроект все еще не принят. 

«У нас неоднократно проходили заседания в комитете по данному вопросу. Приглашались представители МВД, экс-министр внутренних дел Вальтера Бутба. В ходе заседания, мы много обсуждали проблему, но так и не пришли к единому мнению. В любом случае, на сегодняшний день работа комитета завершена. Проект не набрал необходимого количества голосов, но это не означает, что его нельзя выносить на заседание сессии. Комитет свою работу завершил. Если руководство страны считает необходимым, мы можем снова обсудить эту тему с привлечением различных структур», –  отметил он. 

Даут Хутаба высказал свое мнение по поводу «минусов и «плюсов» данного законопроекта:

«Мое мнение заключается в том, что борьба с криминалом безусловно важна, особенно для нашей страны, но если говорить о данном законопроекте, то, в таком варианте он не имеет права на жизнь. Объясню почему, этот проект полностью соответствует закону, который действует сегодня в Грузии. Несмотря на то, что название закона говорит о том, что он направлен на борьбу с преступностью, но он будет касаться  и далекого от преступного мира населения. Есть закон, касающийся «воров в законе» в России, и там есть нормы, по которым отвечает непосредственно криминальный авторитет. Изначально в Грузии был такой же вариант, но они быстро пришли к осознанию того, что таким способом искоренить криминал не получается. В Грузии, как и в Абхазии криминальная субкультура глубоко въелась в общество. Грузины постепенно начали ужесточать закон и дошли до того, что на сегодняшний день обращение к криминальному миру за помощью карается законом. Что имеется ввиду? Например, если человек, оказавшийся в сложной ситуации, обращается за помощью к ворам, то его могут привлечь к уголовной ответственности.  Я не понимаю, как мы сегодня можем использовать этот законопроект  у нас в Абхазии. Можем ли мы себе позволить именно такие крайности. Я совершено не согласен с этим. Я  считаю, что у правоохранительных органов есть все возможности и полномочия бороться с «ворами в законе».

Если бы мы говорили об ограничении влияния иностранного криминала на Абхазию, это был бы отдельный вопрос, я думаю многие коллеги поддержали бы, –  сказал Хутаба.

Хутаба считает, что решить проблемы, касающиеся ОПГ, можно лишь приняв новый законопроект: 

«Те поправки, которые я вижу, в рамках этого законопроекта невозможны. Нужен другой закон, который будет касаться того, чтобы иностранные криминальные авторитеты не могли здесь оседать. Что касается местных, то я уже говорил, у МВД и СГБ есть все возможности для  борьбы с этим явлением.  Понятно, что мы не сможем остановить преступность, но мы сможем сделать так, чтобы наше население не пугали свободно разгуливающие  по набережной и центру города криминальные авторитеты», –  сказал он.

***  ***

 

Пояснительная записка к проекту Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Абхазия в части противодействия организованной преступности»

Одной из причин недостаточно эффективного противодействия организованной преступности в Республике Абхазия является несовершенство правового регулирования в этой сфере. Наиболее общественно опасные преступления совершаются организованными преступными сообществами. Организованная преступность в ее различных проявлениях посягает на общественную безопасность, жизнь и здоровье граждан, собственность; нарушает нормальное функционирование государственных, коммерческих и иных организаций и общественных объединений.

Проект Закона Республики Абхазия «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Абхазия в части противодействия организованной преступности» направлен на эффективное противодействие организованной преступности в Республике Абхазия.

Проектом Закона предлагается изложить часть 4 статьи 34 Уголовного Кодекса в следующей редакции: «Преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено структурированной организованной группой или объединением организованных групп, действующих под единым руководством, члены которых объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений».

Проектом Закона также предлагается внести изменения в УК РА в целях ужесточения уголовной ответственности за создание преступного сообщества (преступной организации) и руководство таким сообществом (такой организацией), за участие в преступном сообществе (преступной организации).

Лидеры преступных сообществ (преступных организаций) координируют преступные действия, создают устойчивые преступные связи между различными организованными группами, занимаются разделом сфер преступного влияния и преступных доходов, руководят преступными действиями и в связи с этим представляют наибольшую общественную опасность. Однако благодаря своему положению в преступной иерархии лидеры преступных сообществ (преступных организаций), как правило, избегают уголовной ответственности.

Проектом Закона впервые вводится понятие и устанавливается уголовная ответственность за занятие лицом высшего положения в преступной иерархии, в том числе, за пребывание в воровской криминальной среде в статусе «вор в законе», а также за пребывание в воровской криминальной среде в статусе «смотрящий», «положенец». Данное нововведение позволит привлекать к уголовной ответственности лидеров преступной среды, осуществляющих руководство противоправной деятельностью, использующих свое влияние на участников организованных групп, но не совершающих лично каких-либо преступлений.

Таким образом, вышеуказанные лица будут привлекаться к уголовной ответственности не только за совершение конкретного преступления в статусах «вор в законе», «смотрящий», «положенец», но и за сам факт пребывания в них.

Проектом Закона также предлагается изложить статью 204 Уголовного Кодекса Республики Абхазия в новой редакции:

 – часть 2 статьи 204 впервые предусматривает в качестве самостоятельного состава преступления участие в собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей преступных сообществ (преступных организаций) и (или) организованных групп в целях координации действий организованных групп, создания устойчивых связей между ними, разработки планов и создания условий для совершения преступлений, раздела сфер преступного влияния и преступных доходов между преступными сообществами (преступными организациями) и их участниками.

 – Часть 5 предусматривает уголовную ответственность за совершение лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии, деяний, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 204, а именно:

а) создание преступного сообщества (преступной организации) в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких, или особо тяжких преступлений;

6) руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него (нее) структурными подразделениями;

в) координация действий организованных групп. г) создание устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами или раздел сфер преступного влияния и преступных доходов между ними.

 – В части 1 примечания к статье 204 установлен запрет на привлечение к ответственности учредителей, руководителей и работников юридического лица (его структурных подразделений) за участие в преступном сообществе только в силу организационно-штатной структуры такого юридического лица. Запрет не распространяется на случай, когда юридическое лицо заведомо создано для совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.

 – В части 2 примечания к статье 204 указаны следующие условия полного освобождения лица от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления:

1)  добровольное прекращение участия в преступном сообществе (преступной организации) или входящим в него (нее) структурном подразделении;

2) сообщение о готовящемся собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей преступных сообществ (преступных организаций) и (или) организованных групп;

3) активное способствование раскрытию или пресечению деятельности преступного сообщества (преступной организации) или входящего в него (нее) структурного подразделения и (или) раскрытию и (или) пресечению преступлений, совершенных преступным сообществом (преступной организацией) или входящим в него (нее) структурным подразделением.

Проектом Закона также предлагается внести изменения в нормы УК РА,  устанавливающие правила частичного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений и по совокупности приговоров.

Проектом Закона предусматривается, что в случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более двадцати пяти лет, а по совокупности приговоров - более тридцати лет. Во взаимосвязи с данной нормой были внесены изменения в часть 3 статьи 63 (назначение наказаний по совокупности преступлений) и часть 3 статьи 64 назначение наказаний по совокупности приговоров) Уголовного Кодекса.

Проект Закона устанавливает, что на лиц, совершивших преступления, предусмотренные статьями 203, 204, 2041 не распространяются статьи Уголовного Кодекса, предусматривающие:

  • назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (статья 59);
  • освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности (статья 71);
  • условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (статья 72);
  • замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания (статья 73);
  • отсрочка отбывания наказания (статья 76);
  • освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда (статья 77).

Проектом Закона предлагается также дополнить примечание к статье 1061 (домашний арест) преступлениями; предусмотренными статьями 203, 204 и 2041 в части невозможности применения домашнего ареста, как меры пресечения к лицам, совершившими указанные преступления.

Проект Закона также предусматривает внесение изменений в УПК РА  в части:

1) отнесения к подсудности Верховного суда дел о преступлениях, предусмотренных статьей 204;

2) отнесения статьи 2041 к подследственности прокуратуры, органов службы государственной безопасности Республики Абхазия, а также подследственности следователям органа, выявившего эти преступления.

Источник:
09:43
97
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Пользуясь сайтом apsny-line.ru, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.