С 2016 года в Общественные приемные ЦГП обратилось более 9 тысяч человек  


С 2016 года в Общественные приемные ЦГП обратилось более 9 тысяч человек
 
«Нарушения прав человека как следствие системных проблем в правоприменительной практике» – тема круглого стола, организованного общественной организацией «Центр гуманитарных программ».

В мероприятии участвовали представители общественных организаций, сотрудники общественных приемных, юристы, журналисты. Были приглашены депутаты Парламента, представители исполнительной власти, правоохранительных органов. К сожалению организаторов, на приглашение откликнулся только глава Администрации Галского района Константин Пилия.

Руководитель Общественных приемных ЦГП Диана Керселян рассказала об их работе, проблемах, с которым люди обращаются к ним.

 «Мы всегда приглашаем депутатов, госчиновников, чтобы обменяться мнениями, рассказать о том, что мы делаем, наладить сотрудничество для решения проблем, с которыми к нам обращаются люди. К сожалению, если в прошлом году на подобной встрече присутствовали один депутат Парламента и глава Галской администрации, то сегодня с нами только Константин Эдуардович Пилия, который не изменяет нашим рабочим отношениям», – заметила Керселян. – Не хотелось бы думать, что отсутствие многих приглашенных – это игнорирование нас, как института гражданского общества».

Она также отметила, что в последние годы стало сложнее достучаться до каких-то государственных институтов, госчиновников, а это отрицательно сказывается на бенефициарах общественных приемных. 

Общественные приемные ЦГП работают с 2007 года.

«Категорий бенефициаров, обращающихся к нам в общественные приемные, немало, но прежде всего – это представители уязвимых слоев населения.  Мы давно работаем в Сухуме, Очамчырском, Ткуарчалском и Галском районах.  Там у нас три стационарные приемные, и одна выездная приемная в Ткуарчалском районе. Есть проблемы с западной частью Абхазии. Но мы рассчитываем на то, что в перспективе и там найдем юристов-правозащитников и наладим работу постоянно действующей ОП. Пока же мы периодически выезжаем в Гагрский район», - сказала Керселян. 

Участникам встречи были представлены на слайдах некоторые статистические данные работы общественных приемных за период с 2016 по ноябрь 2023 года. 

С 2016 года в Общественные приемные ЦГП обратилось более 9 тысяч человек. Больше всего обращений в ОП было в 2018 году – 1502, меньше всего в 2021 году – 951.

В 2023 году – 995 обращений, 787 обратившихся получили юридическую консультацию, 208 –  правовую информацию.   Среди обратившихся – 390 мужчин и 605 женщин.

Разнообразен этнический состав   обращающихся в ОП: абхазы (145), русские (54), армяне (27), грузины (550), турки (3), украинцы (3), грек, сириец, нигериец.

Люди обращаются в ОП за консультациями по вопросам: пересечения границы – 37; получения вида на жительство  – 316, получения документов, удостоверяющих личность (паспорт) – 53, приобретения гражданства Абхазии – 26, приобретения гражданства России – 9,  обмена паспорта старого образца на паспорт нового образца Абхазии – 15, образования – 7,  предоставления медицинской помощи – 14,  предоставления  материальной помощи – 33, социального и пенсионного обеспечения – 62, наследственных правоотношений – 26, жилищных правоотношений – 49, трудовых правоотношений – (6),  правоотношений в сфере уголовного права – 11, семейных правоотношений – 24,  установления юридических фактов – 12,  легализации документов иностранного государства – 5,   вопросам, связанным с ЗАГС – 22, прописки – 7,  гражданско-правовым вопросам – 59, продуктовой  помощи – 8 семей, медикаментозной  помощи – 7 семей.  

Количество судебных дел в 2023 году, в которых участвовали юристы ОП в рамках сопровождения дел бенефициаров приемных, – 20. По 19 делам вынесены решения в пользу бенефициаров ОП, 1 дело находятся в стадии судебного разбирательства.

Сотрудник Общественной приемной ЦГП, юрист Майя Широкова в своем выступлении особое внимание уделила вопросам, касающихся социальной сферы.

«К сожалению, приходится констатировать тот факт, что Абхазия – не социально ориентированное государство. Данный вывод напрашивается исходя из того, как распределяются финансы из бюджета государства. Государство не обеспечивает достойного уровня и качества жизни граждан, относящихся к уязвимым категориям, а это – пенсионеры, многодетные семьи, одинокие матери, люди с инвалидностью и др.», – сказала Широкова.

Несмотря на то, что по статистике Общественных приемных ЦГП количество обращений по социальным проблемам стабильно, действительная ситуация по стране намного серьёзнее и масштабнее, считает она.  

По словам Маий Широковой, Общественные приемные  ЦГП в своей работе сталкивается с рядом проблем.

  • В Общественные приемные нередко обращаются люди, в основном из районов, которых должностные лица на местах не информируют о пенсиях, пособиях, выплатах, на которые они имеют право, либо предоставляют информацию, не соответствующую нормам законов;
  • Приходят и с просьбами об оказании материальной и продуктовой помощи малоимущим гражданам. Запрос от граждан связан, прежде всего, с низким доходом (ниже прожиточного минимума).
  • Обращаются в ОП и по вопросам, касающимися оформления пенсий Российской Федерации и Республики Абхазия, получения гражданства России и Абхазии; получение паспортов.
  • В ОП стали обращаться молодые семьи, многодетные семьи, одинокие матери с тем, что у них отсутствует прописка на территории Абхазия, а это значит, что у них нет постоянного места проживания, что лишает их права претендовать на получение пособий, например, пособий многодетным семьям или одиноким матерям.
  • «К сожалению, мы не в силах им помочь из-за того, что в нашем государстве многие вопросы связаны с наличием у человека прописки. Для того, чтобы решить данный вопрос системно, необходимы изменения на законодательном уровне: к примеру, предусмотреть возможность временной регистрации для граждан РА. Проблемы возникают у людей и с получением других пособий и пенсий», – сказала Широкова.

  • Еще одна проблема – законодательное закрепление пособия одиноким матерям лишает права получения пособия одиноким отцам.
  • Выступление бывшего уполномоченного по правам человека Асиды Шакрыл посвящалось проблеме документирования жителей Восточных районов Абхазии.

    «Проблемы, с которыми сталкивается население восточных районов Абхазии грузинской национальности, указывает на то, что необходимо безотлагательно реагировать на сложившуюся крайне затруднительную в правовом и политическом отношении ситуацию», – сказала Шакрыл. – С каждым годом решение данного вопроса осложняется политической конъюнктурой, нормами закона о гражданстве, а также различными бюрократическими, техническими и иными проволочками».

    По словам Шакрыл, ответственность за то, что уполномоченные госструктуры своевременно не сформировали базу данных о жителях восточных районов Абхазии, не поставили на учет после окончания грузино-абхазской войны вернувшихся беженцев, не провело необходимые мероприятия по документированию жителей района, возлагается на самих граждан.

    «Жители грузинской национальности продолжают сталкиваться с фактами незаконных требований паспортных отделов предоставить не предусмотренные законом и другими нормативными актами дополнительные справки и  документы, с  незаконными решениями об отказе в выдаче паспорта гражданина или ВНЖ», - отметила Шакрыл.

    Это, по мнению экс-омбудсмена, приводит к   тому, что из-за отсутствия документа, подтверждающего законное пребывание на территории Абхазии, люди лишаются возможности полноценно реализовать свои законные права и свободы. 

    «Паспортное управление, ссылаясь на ст. 34 Закона РА «О правовом положении иностранных граждан в Республике Абхазия» не признает законным проживание на территории Абхазии иностранных граждан и лиц без гражданства из-за отсутствия вкладыша к национальному паспорту иностранного гражданина или талона регистрации, выданного ПУ МВД РА или его территориальными подразделениями. Однако ст. 34 этого закона не содержит конкретный перечень документов, на основании которых можно признать законным проживание на территории РА иностранного гражданина или лица без гражданства», – отметила Шакрыл.

    Немало проблем возникает у жителей восточных районов Абхазии с продлением вида на жительство (ВНЖ).

    «Дополнительным административным барьером, усложняющим продление вида на жительство, является отметка о прописке гражданина по месту постоянного проживания в Республике Абхазия, которая вписывается в документ о виде на жительство. Суть проблемы заключается в том, что паспортные отделы неправильно вносят данные о сроках прописки лиц по месту постоянного проживания, а именно сведения, касающиеся периода проживания лиц по месту постоянного проживания. В графе «Прописка» указана фактическая дата выдачи документа о виде на жительство, а не дата действительной прописки лица, которая ранее подтверждалась документами, впоследствии прекратившими свое действие. При этом паспортные отделы отказываются признать недостоверность указанной в графе «Прописка» информации, которая была ими же неправильно внесена в документ. При обращении граждан за продлением срока действия ВНЖ от них требуют повторно представлять документы, подтверждающие факт их длительного проживания по месту жительства. Вместе с тем, ПУ МВД РА отказывается признавать кроме талона регистрации и вкладыша другие документы, удостоверяющие нахождение лица на территории РА и срок его проживания», –  сказала Асида Шакрыл.

    А ведь есть целый ряд других документов, которые свидетельствуют о факте длительного проживания лица в Республике Абхазия, такие как, справка с места жительства, выданная местными органами власти, форма Nº9, свидетельские показания, аттестат о среднем образовании и др.

    Докладчик обратила внимание на то, что при продлении срока действия ранее выданных ВНЖ ни законом о гражданстве, ни порядком выдачи или продления срока действия ВНЖ не предусмотрена обязанность иностранных граждан повторно представлять дополнительные документы, подтверждающие десятилетний срок проживания на территории РА.

    Шакрыл считает, что Паспортное управление МВД должно предпринять соответствующие меры по исправлению своих же ошибок и их последствий. Речь идет о том, что ПУ МВД, в нарушение закона, признает указанную в документе о виде на жительство дату его выдачи в качестве даты отсчета срока проживания (регистрации) лица по указанному месту жительства и отказывает гражданам в продлении срока действия вида на жительство.

    «Абсолютно неправомерно при продлении срока действия, ранее выданного ВНЖ, предъявлять жителям Галского района требование о предоставлении ими документов, подтверждающих законность их пребывания/проживания на протяжении 10 лет на территории РА в статусе иностранных граждан». – отметила Шакрыл.

    Что касается информация о количестве населения, фактически проживающего на территории восточных районов Абхазии, то она должна быть не только в ПУ МВД РА, но и в СГБ РА, в администрации Галского, Ткуарчалского и Очамчырского районов, а также в других соответствующих структурах органов власти.

    «Система учета населения предусматривает в том числе и наличие базы данных жителей восточных районов Абхазии, включающей сведения о месте и сроке проживания лица на территории Республики Абхазия», – сказала она.

    Шакрыл выразила надежду на то, что изменения, внесенные Парламентом в действующий закон «О правовом положении иностранных граждан в Республике Абхазия» будут способствовать улучшению ситуации с документированием.

    Срок действия ВНЖ увеличивается с пяти до десяти лет; устанавливается перечень документов, выдаваемых Паспортным управлением МВД РА и его территориальными подразделениями, подтверждающих постоянное проживание иностранных граждан на территории Республики Абхазия в течение необходимого количества лет. Кроме того, расширен перечень документов, подтверждающих 10-летгний срок проживания в Абхазии.

    Глава Администрации Галского района Константин Пилия затронул тему восстановления абхазской национальной принадлежности и фамилии.

    7 декабря 2023 года Парламент принял во втором окончательном чтении законопроект «О внесении изменений в Закон Республики Абхазия «Об актах гражданского состояния».

    Необходимость внесения изменений в этот закон была обусловлена тем, что в действующем законодательстве существует пробел в части предоставления лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Абхазия, являющимся этническими абхазами (абаза), прямыми потомками утративших абхазскую национальную принадлежность (абаза) в результате исторических событий XIX–XX веков, права на восстановление абхазской национальной принадлежности и фамилии.

    Пилия считает, что это решение Парламента не должно использоваться во внутриполитической борьбе.

     «Мы должны поддержать депутатов в этом вопросе. Я слушал возражения со стороны оппозиции.  Она требует отмены этого решения. Я же считаю, что надо подходить дифференцировано к людям, желающим восстановить свою абхазскую национальность. Нельзя всех стричь под оду гребенку. Почему дети, родившиеся в Галском районе, учащиеся здесь, не должны при желании иметь право восстановить свою абхазскую этническую принадлежность?» – сказал Пилия.

    Пилия также сказал и о проблемах, связанных с перерегистрацией пенсионеров в Галском районе, у которых закончился срок действия документа вида на жительство. Из 5400 пенсионеров с ВНЖ 430 не смогли перерегистрироваться.

    Юрист Центра гуманитарных программ Саид Гезердав презентовал разработанный им законопроект «О бесплатной юридической помощи в Республике Абхазия».

    «Люди, которые заняты в сфере оказания юридических услуг, представители гражданского общества в ближайшем будущем можем столкнуться с определёнными проблемами. Мы знаем, какое сегодня отношение к гражданскому обществу и нашему участию в том, о чем мы сегодня говорим. Любая наша критика вызывает очень серьезное раздражение. Нам очень важно, чтобы все-таки на каком-то уровне были закреплены гарантии нашей деятельности. То, что сегодня отражено в законодательстве о некоммерческих озонизациях, об общественных объединениях, – это общие слова. Там нет практически никакой конкретики, а это серьезная проблема. Нам надо институционализировать нашу работу. Мы лучше понимаем то, чем мы занимаемся, мы можем сами предложить формат регламентирования нашей деятельности, который мы считаем наиболее приемлемым. У нас уже есть система бесплатной юридической помощи. Поскольку наша деятельность не формализована юридически, то есть, нет конкретных норм, касающихся того, что мы делаем, но есть нормы законодательства об адвокатуре. Мы же выпадаем из этой системы», – сказал он.

    Гезердава обратил внимание присутствующих на то, что «право на бесплатную юридическую помощь является базовым правом, но оно, к сожалению, не нашло отражения в нашей Конституции».  

    В том формате, в котором оно официально закреплено, на мой взгляд, это право не может быть обеспеченным, считает юрист.

    «Мы не только оказываем бесплатную правовую помощь. Мы имеем дело и с персональными данными; нам люди доверяют очень серьезную, важную информацию, и нас всегда могут спросить, где вы работаете, что вы делаете. Нам нужны корпоративные стандарты, нам нужен закон. Не только обычные люди – бенефициары, но и мы сами - общественные организации тоже нуждаются в юридической помощи. Мы предлагаем вариант, когда не только физическим лицам, но и юридическим лицам –  некоммерческим организациям, которые занимаются деятельностью, направленной на защиту общественных благ, может оказываться бесплатная юридическая помощь», – сказал Гезердава.

    Законопроект регулирует отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи (БЮП) физическим лицам и некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность, направленную на достижение общественных благ, а также устанавливает правовые основы организации и функционирования системы бесплатной юридической помощи в республике.

    В законопроекте прописаны основные понятия (бесплатная юридическая помощь, услуга бесплатной юридической помощи, деятельность, направленная на достижение общественно значимых целей и задач, служба бесплатной юридической помощи, юридическая клиника) принципы оказания БЮП, виды услуг БЮП, условия оказания БЮП, а также основания отказа в их оказании. 

    Под бесплатной юридической помощью имеется ввиду «комплекс безвозмездных услуг, оказываемых квалифицированным юристом лицам, не имеющим объективной возможности самостоятельно защитить свои права и законные интересы, а также некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность, направленную на достижение общественных благ».

    Отдельная статья в законопроекте посвящена принципам оказания бесплатной юридической помощи. Это – равный доступ к бесплатной юридической помощи; законность; минимальное участие органов государственной власти, органов местного самоуправления в системе оказания бесплатной юридической помощи; приоритет выбора специалиста, оказывающего юридические услуги, лицом, обращающимся за бесплатной юридической помощью; разумные сроки; профессионализм.

    К видам услуг БЮП относятся:

  • правовое консультирование в устной и письменной форме;
  • составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов, подготовка которых требует юридических знаний;
  • представление интересов гражданина в судах, в органах государственной власти, иных государственных органах и организациях, местных органах государственного управления и органах местного самоуправления в случаях и в порядке, которые установлены настоящим законом и законодательством Республики Абхазия;
  • правовое информирование и правовое просвещение населения;
  • иные незапрещенные формы.
  • Гезердава придает большое значение вопросам правового информирования и правового просвещения населения.

    Разработанный законопроект будет передан депутатам Парламента.

     

    Источник:
    19:08
    159
    Нет комментариев. Ваш будет первым!
    Пользуясь сайтом apsny-line.ru, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.