Ситуацию с правами женщин Абхазии обсудили на Женском форуме


Ситуацию с правами женщин Абхазии обсудили на Женском форуме
Благотворительный фонд «Асаркьа» в пятницу, 15 декабря, провел встречу Женского форума, посвященную безопасности женщин и детей.

Во вступительном слове руководитель фонда «Асаркьа» Розита Герман обратила внимание собравшихся на участившиеся случаи насилия в отношении женщин и детей, в том числе с инвалидностью. По ее мнению, такие эпизоды сложно предотвратить и выявить, так как нет соответствующих юридических механизмов. Герман высказала надежду на поэтапное решение этой проблемы.

Руководитель «Ассоциации женщин Абхазии» Мариетта Топчьян рассказала про  работу кризисных центров. На данный момент в Абхазии их четыре. Женщины могут получить у сотрудников консультацию адвоката и медицинскую помощь. Все это бесплатно и анонимно.

Она отметила, что ситуация с семейным насилием обостряется из-за укоренения  в современном абхазском обществе ложного мнения о том, что акты насилия по отношению к женщинам и детям встречаются очень  редко.

«Но это не так. Семейное насилие в республике  распространено, но столкнувшиеся с ним редко обращаются за помощью, более того, иногда даже считают себя виноватыми», – сказала она.

Топчьян отметила, что насилие крайне отрицательно сказывается  на детях, психика которых абсолютно не защищена от подобных действий.

Ситуация усугубляется тем, что нет данных статистики, отсутствуют механизмы защиты жертв, государство не рассматривает противодействие насилию в качестве важной задачи, а действующее законодательство не учитывает особенности  домашнего насилия.

«Без участия государства эту проблему не решить», – считает она.

Юрист Майя Широкова в докладе по закону «Об обеспечении равных прав и возможностей для мужчин и женщин в Абхазии» уверена, что закон не работает.

«В представлении многих проблема насилия в семье надуманная, и разговор на эту тему  – прихоть лишь небольшой части общества», – сказала она.

Широкова отметила, что государство не занимается этим вопросом. Гендерная статистика не ведется, но и без нее можно сказать, что женщин очень мало в Правительстве, Парламенте, органах местного самоуправления. В качестве одного из первых шагов, по ее мнению, можно ввести квотирование.

«Это даст женщинам хотя бы минимальную возможность конкурировать с мужчинами», – уверена она.

Кроме того, по мнению Широковой, законодательство ставит женщин и мужчин в разное положение. Гарантии, которые предоставляет государство женщинам, учитывая их социальную роль и биологические особенности, не являются дискриминацией по отношению к мужчинам. Однако законодательство по отношению к сильному полу очень лояльно. Например, в вопросах регулярной выплаты алиментов, что напрямую влияет на материальное положение женщины с детьми после развода.

Руководитель общественной организации «Амч» Алиса Пачалия в докладе о запрете абортов отметила, что эта норма не привела к увеличению рождаемости. Она подчеркнула, что власть подошла к решению демографических проблем с количественной точки зрения вместо качественной, направленной на поощрение рождаемости.

«Необходимо сфокусироваться на   создании таких условий, чтобы женщины не опасались рожать и воспитывать детей», – уверена Пачалия.

Руководитель «Клуба общественных дел» Лия Агрба считает, что необходимо пересмотреть некоторые положения, запрещающие аборт.

«Существуют медицинские показания, по которым ребенок после рождения умрет, есть и определенные угрозы жизни и здоровью беременным. Из-за грубого отрицания подобных показаний уже погибла, как минимум, одна женщина». – сказала она.  

Государство не должно грубо вмешиваться в медицинские вопросы, лучше, если оно сосредоточится на экономическом развитии страны, создании условий для роста рождаемости, просвещении и помощи женщинам, которые уже родили, добавила Агрба.

Юрист Астан Хашиг рассказал о нескольких поправках к закону «О здравоохранении» в части запретов аборта. Он считает, что необходимо снять запрет по социальным показателям до 22 недель беременности, а по медицинским – в любой срок.

«Обязательно должна быть полная анонимность и реабилитация после аборта и добровольное согласие самой женщины. Одновременно можно ввести уголовную ответственность за аборт после 22 недель при отсутствии социальных показателей»,–- сказал он.

Руководитель «Детского Фонда Абхазии» Асида Ломиа уверена, что, если в семье ребенок видит насилие, оно с большой вероятностью станет частью его взрослой жизни.

«Кризисные центры есть, но они неполноценные и рассчитаны на относительно взрослых людей. Мы, можно сказать, в ручном режиме пытаемся найти для каждого нуждающегося в защите  ребенка временное жилье, но этого мало», – отметила она.

Руководитель общественной благотворительной организации «Панорама» Кама Аргун добавила, что последствия насилия в отношении детей очень серьезные. Повзрослев, они в пять раз чаще становятся наркоманами и самоубийцами. Государство должно обеспечить защиту таких детей.

«Необходимо создать в стране единую систему органов опеки и попечительства, сделать так, чтобы между государственными органами и общественными организациями проводилась слаженная работа. Очень важно адаптировать к абхазским реалиям мировой опыт», –  подчеркнула она.

Руководитель «Женского фонда развития» в  Гале Лана Чкадуа  отметила, что понятие насилия не стоит связывать только с физическим воздействием. Существует, например, финансовое рабство женщин. Необходимо заниматься их трудоустройством, помогать в открытии своего дела. Это придаст женщинам уверенность и поможет снизить уровень насилия.

Юрист Центра гуманитарных программ  Саид Гезердава презентовал проект закона «О семейно-бытовом насилии». Он отметил, что инициатива разработки проекта принадлежит только общественным организациям.

«Власть, к сожалению, уклоняется от участия в этом процессе, чиновники не заинтересованы в продвижении законопроекта. Они ссылаются на то, что есть Семейный кодекс, в котором все уже учтено», – посетовал он.

Гезердава отметил, что этого кодекса недостаточно, необходимо сделать акцент именно на семейном насилии. В действующем законодательстве нет четкой формулировки, раскрывающей понятие «злоупотребление правами детей», нет механизмов защиты жертв. Существующие нормы позволяют избежать ответственности. Например, врачи не обязаны информировать органы внутренних дел, когда поступает человек с незначительными травмами.

Юрист считает, что очень важно в законе дать четкое определение видам семейно-бытового  насилия, которое бывает физическим, психологическим, сексуальным и экономическим. Кроме того, необходимо дать юридическую оценку такому понятию, как «преследование», с ним часто приходится сталкиваться женщинам и детям.  

После докладов спикеров участники Женского форума «Современная ситуация с правами женщин в Республике Абхазия» обратились к депутатам Парламента VII созыва. В обращении, в частности, сказано:

«Осознав всю опасность дальнейшего игнорирования существующей проблемы и необходимость взаимодействия гражданского общества и государственных институтов в лице милиции, системы здравоохранения, Уполномоченных по правам человека и ребенка, журналистов и всех заинтересованных граждан, обращаемся к депутатам с призывом:

  • принять закон «О защите от семейно-бытового насилия»;
  • принять поправки в закон «О здравоохранении» в части разрешения аборта по медицинским и социальным показателям;
  • содействовать созданию новых и усилению существующих механизмов по предотвращению насилия в отношении женщин и детей.
  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Источник:
    12:13
    211
    Нет комментариев. Ваш будет первым!
    Пользуясь сайтом apsny-line.ru, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.