Мемориальный камень в память об репрессированных в 1937-1938 годы установлен  у моста через реку Кодор


Мемориальный камень в память об репрессированных в 1937-1938 годы установлен  у моста через реку Кодор
 Мемориальный камень  в память о репрессированных в  1937-1938 годах  установили у моста через реку Кодор. Инициаторами установки памятного камня стали родственники государственных и общественных деятелей,  репрессированных в 30-е годы, и администрация села Адзюбжа Очамчырского района.  

На памятном камне выбиты слова: «Народ Абхазии помнит и скорбит о вас». Планируется объявить тематический конкурс на лучший мемориал или скульптуру и сбор средств. Присутствовавшие зажгли поминальные свечи, почтили минутой молчания память погибших, ученики школ прочитали стихи.

В церемонии закладки камня участвовали представители разных фамилий из числа подвергшихся репрессиям в 30-е годы жителей Очамчырского и Гулрыпшского районов.  Известно, что в 1937-1938 гг. в этих местах, в частности в устье реки Кодор,  представители НКВД, ОГПУ и других силовых структур приводили в исполнение  расстрельные приговоры.  Однако доселе неизвестно, как расстрельная команда осуществляла захоронение тел невинно осужденных и убитых.  Рассказывали, что захоронения засыпали известью, чтоб не осталось следов преступления.

Устье реки Кодор имеет печальную известность в Абхазии, равно как и устье реки Гумиста, так как в 1930-е годы именно здесь приводили в исполнение смертные приговоры над заключенными. Сюда для расстрела привозили репрессированных представителей  партийно-государственной, культурной и научной элиты   Абхазской АССР.

Таких мест в  Абхазии несколько. Представители общественности намерены поднять вопрос об установке памятников в местах лишения жизни людей, представлявших цвет абхазского народа.

По неполным данным, с июля 1937 года по ноябрь 1938 года в Абхазии репрессировали 2 186 человек. Из них 748 были расстреляны и 377 бесследно исчезли в тюрьмах.

В Абхазии более 7 тысяч человек стали жертвами политических репрессий 30-ых - 40 х годов ХХ века.

Более 15 человек, достойных уроженцев села Джгиарда   были репрессированы или просто расстреляны по ложному обвинению в «троцкизме».

Пострадали от репрессий и  представители рода Багапш, вынужденные покинуть родину  во время махаджирства, но вернувшиеся назад. В 30-е годы из их фамилии было расстреляно три   человека. Достойный представитель этого рода – второй президент Абхазии Сергей Васильевич Багапш (1949-2011). Сергей Васильевич родился в крепкой многодетной абхазской семье в Сухуме. Однако его родовые корни – в старинном абхазском селе Джгиарда Очамчырского района. Именно туда переселился в 1928 году дед Сергея Васильевича  Саид Раджапович Багапш.

Прадед Сергея Васильевича Раджап Багапш вернулся из турецкого изгнания в начале ХХ века. Здесь, на родной земле, семья Багапш подверглась новым испытаниям. Несколько ее видных представителей стали жертвами сталинских репрессий.

По материалам уголовного дела, «второй секретарь Очамчирского райкома КП Грузии Багапш Нури являлся якобы, руководителем контрреволюционной троцкистско-террористической организации и готовил террористический акт над руководителями партии и правительства. Данная информация подтверждается показаниями арестованных из его же организации.

В 1936 г. по указанию контрреволюционера Нестора Лакоба и под непосредственным руководством бывшего председателя Очамчирского РИКа контрреволюционера Киут Сардиона (осужден) в г. Очамчира была создана контрреволюционная троцкистская террористическая, диверсионно-вредительская организация, ставившая перед собой задачи совершения терактов над руководителями партии и правительства, подготовку вооруженного восстания для свержения Советской власти, проведения контрреволюционной вредительской работы в сельском хозяйстве, возбуждение недовольства со стороны колхозников в отношении Советской власти и развал существующих колхозов... Вопросы подготовки и совершения террористических актов в Абхазии над секретарем ЦК КП Грузии т. Л. Берия, совершения крушения поездов Келасури — Тбилиси с террористической целью...

Материалами следствия также установлено, что руководитель контрреволюционной организации Багапш Нури в 1931 г., будучи прокурором Гудаутского района, состоял активным членом контрреволюционной троцкистской организации и проводил вербовку новых членов организации»*.

Багапш Н. Р. Был арестован органами НКВД Абхазии 27 августа 1937 г.

Решением Тройки НКВД ГССР (протокол № 45) от 13 ноября 1937 г. Багапш Н. Р., 1905 года рождения, был расстрелян. Постановлением Верховного суда Абхазской АССР от 31 января 1956 г. Багапш Н. Р. полностью реабилитирован и приговор Тройки НКВД ГССР отменен за отсутствием в действиях Багапша состава преступления.

Похожая судьба была и у дедушки общественного деятеля Шамиля Адзынба - Джемала Рустамовича Адзынба (1886 - 1938 гг.). Джемал Адзынба родился в Турции, в семье махаджиров, но вернулся в Абхазию через Батым (современный город  Батуми, Грузия).

«Где Троцкий, и где мой дед Джемал? Он даже по-русски не знал вообще. Он читал только арабскую вязь, знал турецкий и абхазский языки в совершенстве. Дед был образованный и успешный человек. Осудили его как «троцкиста». Ничего не поделаешь, были тяжелые времена, каток истории ХХ века переехал и нашу семью, к сожалению, не только мы пострадали…», – сказал в интервью «Абхазия-Информ» Шамиль Омарович Адзынба.

Адзынба Джамал (Джемал) Рустамович. 1886 года рождения, место рождения Турция. место проживания Абхазская ССР, Очамчирский район село Джгерда. осужден: тройка при НКВД Грузинской ССР. Дата осуждения 16 февраля 1938 г. Обвинение 58-11, расстрелян 22 февраля 1938 года.

Позже одна из его дочерей Адзынба Дарья Джемаловна, 1932 года рождения, которой в год  ареста отца было 5 лет, писала письма в разные инстанции  с просьбой объяснить, в чем вина её отца. Несколько запросов она направила  в Генеральную прокуратуру СССР, но ее письма остались без ответа. Она просто хотела получить официальный ответ о том, в какой «контрреволюционной деятельности» был замешан ее несчастный отец Джемал Адзынба.

Семья Адзынба получила официальный ответ о невиновности и реабилитации Джемала Рустамовича в 1967 году от Генерального прокурора СССР Романа Руденко. Позже,   в феврале 1992 года  сын Джемала Омар  с семьёй вернулся из Аджарии на историческую родину.

Братья Шамиль и Аслан Адзынба, сын второго президента Абхазии Сергея Васильевича Багапша Зураб  Багапш поддержали частично издание книги журналиста Екатерины Бебия «Из забвения – в бессмертие».  

В обильно иллюстрированной фотографиями книге содержатся материалы о семьях невинно убиенных в годы сталинско-бериевского режима   из  сёл Джгиарда, Кутол, Тамыш, Гуада,  Дурипш, Куланырхуа, Ачандара.

Потомки жертв политических репрессий выкупили часть тиража этой книги для последующей передачи в селах родственникам  репрессированных джгиардцев – семьям Адзынба, Амичба, Сабуа, Багапш, Ашуба, Шармат, Чкотуа.

Народ, который не помнит или забыл свою историю, не имеет будущего. Народ Абхазии помнит свою историю и чтит память невинно репрессированных и убиенных сынов и дочерей.

-------

*http://www.apsuara.ru/portal/node/868.

Индира Барциц, "Абхазия-Информ". http://abkhazinform.com/item/20301

 

Источник:
12:03
188
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Пользуясь сайтом apsny-line.ru, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.