Память жертв политических репрессий почтили в Сухуме
В Сухуме почтили память жертв политических репрессий сталинско-бериевского периода.
После церемонии возложения цветов к памятнику жертвам политических репрессий в сквере, который недавно назвали именем Сарии Лакоба – супруги Нестора Лакоба, состоялся митинг.
«30 октября – это та дата, которая была принята в России и впоследствии ее утвердили у нас. Очень хорошо, что и сегодня люди приходят почтить память этих людей, многие из которых пропали без вести. До сих пор неизвестно, где похоронены порядка 300 человек. Также выходит альманах т музея Нестора Лакоба, который называется «Нестор», где публикуется очень много интересных сведений, документов и материалов того времени.
Этот сквер назван именем Сарии Лакоба, что является очень важным событием. Очень многие граждане часто задавали вопрос, когда же будет увековечено имя Сарии Лакоба. И вот благодаря решению Сухумского городского Собрания это случилось. Решение было очень правильным, но хотелось бы, чтобы это сквер привели в порядок, облагородили», - сказал историк Станислав Лакоба.
Своими мыслями поделилась председатель Ассоциации памяти жертв политических репрессий Ирина Вардания, дочь репрессированного Анатолия Вардания:
«Сегодня день памяти жертв политических репрессии. На всем постсоветском пространстве люди почитают память, вспоминают своих родных и близких, всех, кто пострадал от сталинского режима. Мы приходим сюда каждый год, чтобы почтить память наших близких. Сегодня особенный день, потому что мы находимся в сквере, которому присвоено имя Сарии Лакоба. От лица Ассоциации хочу поблагодарить Администрацию Сухума и Горсобрание за подарок, который они нам сделали.
Я думаю, что пройдет еще некоторое время и здесь будет стоять памятник Сарии Лакоба.
У нас в Абхазии репрессии носили особенно жестокий характер. Не щадили никого, ни молодых, ни пожилых, убивали даже детей. Уничтожили абхазскую интеллигенцию. Это были молодые, красивые и образованные люди. Мама часто рассказывала, какие они были статные и высокие абхазы. Все они были расстреляны, в том числе мой отец – Анатолий Вардания.
Я заметила, что с каждым годом все меньше людей приходит сюда. Очень жаль. Мы обязаны помнить людей, которые отдали свои жизни за то, чтобы мы могли и жить и созидать».
Марина Лолуа рассказала корр. Абхазская Линия о своем дяде Петре Лолуа, который был расстрелян в застенках НКВД.
«1937-1938 годы были очень тяжелыми для Абхазии. В это время пострадали представители старшего поколения и комсомольцы. Мой дядя был комсомольцем, студентом Всесоюзного института субтропического хозяйства. Он принимал активное участие в комсомольской жизни, работал под руководством Нестора Лакоба, Николая Акиртава, Ефрема Эшба. В 1937 году его арестовали и расстреляли.
Ему было 23 года, у него осталась семья, дочка, которой тогда было всего семь месяцев. Я как-то прочла в интернете, что он погиб в 1941 году. Но это было не так. По рассказам наших старших, его забрали и тогда же расстреляли».
По словам Марины, его молодая жена тоже училась в сельскохозяйственном институте. «Впоследствии она стала заслуженным агрономом, и его дочь пошла по стопам отца. Она стала кандидатом наук».
- Комментарии