Российские логопеды обсудили с коллегами из Абхазии основные проблемы дефектологии
Участие в мероприятии приняли специалисты из России - доктор педагогических наук Маргарита Русецкая, кандидат педагогических наук института психологии и образования КПФУ Валлиулина Гульнара, заведующая центром медицинского центра ФГБУ Виолетта Иванова, учитель - логопед, автор книги «Дисграфия» Наталья Свободина. С абхазской стороны - старший преподаватель кафедры ПМНО в АГУ Анетта Бганба.
В мероприятий также приняла участия заместитель министра просвещения Ада Кварчелия.
В течение нескольких дней российские эксперты в области логопедии и дефектологии читали лекции и проводили мастер-классы, направленные на повышение квалификации абхазских коллег.
Гульнара Валлиулина из Татарстана рассказала, что в регионе логопедическая помощь интегрирована в деятельность образовательных и медицинских учреждений.
«Это позволяет оказать детям с лёгкими нарушениями первичную помощь еще в детских садах и школах Взрослым пациентам оказывается специализированная поддержка в поликлиниках и больницах», — отметила она.
Гульнара обратила внимание на вызовы, с которыми сталкивается профессиональное сообщество:
«Мы испытываем нехватку квалифицированных кадров, несмотря на ежегодный выпуск из учебных заведений 50-55 специалистов и усилия по повышению квалификации уже работающих».
Руководитель Центра психолого-педагогической поддержки при школе «Алашара» Анетта Бганба рассказала
о мерах государственной поддержки в области социально-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в Абхазии.
Она подчеркнула, что до 1992 года, благодаря продуманной государственной политике СССР, в республике существовал
устойчивый кадровый потенциал логопедов-дефектологов. Однако, политические и экономические потрясения 90-х годов привели к резкому сокращению числа специалистов.
«Сегодня практическую деятельность в этой сфере продолжают лишь несколько логопедов, получивших образование ещё в СССР, среди которых А. Макарович, Л. Джинджолия, А. Погосян и И. Кварчия».
Она рассказала, что с 2002 по 2012 годы действовала совместная программа АГУ и Московского социально - гуманитарного института, в рамках которой были подготовлены 52 логопеда-дефектолога. Однако многие из них не работают по специальности, так как отсутствует поддержка молодых специалистов со стороны государства.
По данным медицинского логопеда И. Кварчия, в сухумской детской поликлинике на учете состоит около 2000 детей с речевыми нарушениями.
Исследование А.С. Бганба показало, что 40% учащихся 2-3 классов сухумских школ имеют нарушения устной и письменной речи.
«Отсутствие комплексной системы специального образования вынуждает логопедов работать с детьми, имеющими разнообразные патологии, без соответствующей подготовки» - сказала она.
Бганба призвала обратить внимание на необходимость решения этой проблемы, а также разработать механизм подготовки и поддержки специалистов в области логопедии в Абхазии.
«Существующая ситуация негативно сказывается на развитии детей с такими патологиями и требует немедленного вмешательства» - сказала она.
- Комментарии